
Споры пациентов и частных клиник относительно качества и полноты предоставленных медицинских услуг
Наталия Лавренова, советник Юридической компании «Правовой Альянс», адвокат, медиатор
Два года назад эксперты ILF проводили исследование рынка медицинских услуг в Украине. Один из вопросов исследования касался ожиданий пациента от рынка/медучреждения/врача. Результаты исследования показали, что пациент, как клиент медицинского учреждения в Украине, ожидает [1]:
- уверенности в правильно поставленном диагнозе и результатах обследования;
- некоммерциализированного отношения к себе;
- получения наиболее полной информации о ходе лечения или обследования;
- качественных медицинских услуг и сервиса;
- официальной оплаты за медицинские услуги;
- честности в коммуникациях с пациентами;
- доступности информации, помогающей принять решение о том, в какой медицинский центр или к какому врачу следует обратиться.
Как видно по результатам исследования первоочередные ожидания пациентов касаются именно качества и полноты предоставляемых медицинских услуг.
При этом говоря об удовлетворенности, 87% респондентов, которые обслуживались в частных медицинских учреждениях, удовлетворены качеством лечения и обслуживания. В государственных медицинских учреждениях качеством лечения остались довольны 64%, а качеством обслуживания — 56% опрошенных.
Это говорит о том, что частная медицина способна в большей степени удовлетворить требования пациентов к качеству и полноте медицинских услуг.
Оказывая медицинские услуги, частные лечебные учреждения сталкиваются с риском предъявления претензий со стороны пациентов относительно качества и полноты предоставленных медицинских услуг. Частные медицинские клиники в большей степени подвержены претензиям со стороны пациента, нежели государственные и коммунальные медицинские учреждения по той причине, что оформляя свои правоотношения с частной клиникой, официально оплатив услуги и не получив ожидаемого результата, пациент имеет больше шансов взыскать материальный и моральный вред. Такие претензии имеют негативное влияние на имидж частной медицинской клиники. К сожалению, претензии со стороны пациентов не всегда являются обоснованными и правомерными, поэтому частный сектор должен внимательно и ответственно подходить к оформлению медицинской документации.
Споры, касающиеся предоставления медицинской помощи, затрагивают множество вопросов по всей цепочке лечения, и когда спор с пациентом переходит в плоскость судебного разбирательства, основным вопросом становится полнота диагностики, верность поставленного диагноза и действия врачей при лечении.
По оценке экспертов к основным ошибкам диагностического процесса относятся:
- неверное формирование диагностической гипотезы (недостаточно или неверно собранные жалобы, объективные данные и прочее; неверная трактовка клинических данных);
- необоснованность клинического диагноза: недостаточный объем или неверные результаты параклинических методов исследования;
- неверная формулировка диагноза.
При этом ошибки при диагностике, соответственно, формируют ошибки в лечении. В лечении эксперты выделяют следующие нарушения:
- неверное лечение как следствие диагностической ошибки;
- неверная схема лечения (сочетание несовместимых лекарственных средств, неполнота, составление схемы лечения без учета сопутствующих заболеваний, что привело к ухудшению состояния и т.д.);
- несвоевременное и неполноценное выполнение схемы лечения (по вине пациента и персонала);
- недостаточный контроль в динамике и коррекция проводимого лечения;
- недостаточный контроль результатов лечения.
Также важно отметить, что любое медицинское вмешательство, направленное на охрану жизни или здоровья пациента, так или иначе связано с риском для последнего. Медицинский риск возможен при оперативных вмешательствах, лечении, при проведении диагностики, различных биомедицинских экспериментах и прочее. Кроме того, процесс развития науки сопровождается внедрением в медицинскую практику новых методов диагностики и лечения, что также часто сопровождается определенным риском для пациентов. Любые акты медицинской помощи несут неустранимый риск нежелательных последствий или невыздоровления. Медицинский риск является составной частью медицинских манипуляций. Избежать медицинского риска невозможно из-за индивидуального реагирования каждого пациента на медицинские манипуляции.
Вопрос о медицинском риске, как правило, возникает при неблагоприятном исходе оказания медицинской помощи. В таких случаях действия медицинского персонала также подлежат детальному изучению и надлежащей оценке.
То, что медицинская деятельность связана с риском, предусмотрено в Основах законодательства Украины об охране здоровья. Статья 6 предусматривает, что каждый гражданин Украины имеет право на достоверную и своевременную информацию о состоянии здоровья, включая существующие и возможные факторы риска, и их степень.
Однако с правовой точки зрения на законодательном уровне вопрос последствий возможного возникновения медицинского риска не урегулирован. То есть при наступлении такого негативного последствия по причине индивидуальных особенностей пациента, которые невозможно установить на момент обращения и/или предотвратить, пациент может предъявить клинике требования по компенсации вреда, и уже задачей клиники будет доказать факт отсутствия в действиях врача ошибки.
Однако нельзя преувеличивать роль медицинского риска, так как в сравнении с общим количеством медицинских вмешательств возникновение негативных медицинских последствий (медицинский риск) является исключением и не столь велико.
Имея претензии со стороны пациента, главным вопросом является установление причинно-следственной связи между действиями врача и негативными последствиями для пациента, а также установление виновных действий врача. При этом необходимо отметить, что если речь идет об уголовной ответственности, то ответственность несет врач, а уже решение по уголовному делу станет доказательством вины и основанием взыскать материальный и моральный вред с клиники.
Если пациент подает иск о компенсации материального и морального вреда, тогда ответственность несет работодатель врача, т.е. клиника. Однако в дальнейшем клиника вправе требовать компенсации понесенных затрат с врача.
Рассматривая дела, касающиеся медицинских услуг, необходимым является привлечение специалистов в той области медицины, в которой возник спор.
Участие такого специалиста поможет представителю частной клиники разобраться в происходящем и, дав правовую оценку, выстроить правовую позицию защиты, и собрать необходимые доказательства.
Так как основными вопросами этих споров являются полнота и качество оказанных медицинских услуг, то ответы лежат в сфере судебно-медицинской экспертизы. Поскольку судья не обладает специальными знаниями в медицине, то экспертиза в данных делах является основой для принятия решения.
Одной из наиболее сложных проблем таких судебно-медицинских экспертиз является соотношение выявленной ошибки с имеющимися осложнениями, ухудшением, возникшим состоянием, либо смертью пациента. Оценивая вред здоровью, эксперты сталкиваются с тем, что часть случаев - это различные варианты патологии, усиливающее прогрессирование сопутствующих заболеваний.
Гражданский процессуальный кодекс Украины предусматривает, что назначение экспертизы является обязательным, если в деле необходимо установить характер и степень повреждения здоровья.
При этом в соответствии с Законом Украины «О судебной экспертизе» судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся исключительно государственными специализированными учреждениями.
Важно помнить, что судебные эксперты рассматриваю материалы дела в комплексе, поэтому,представляя доказательства в суд, необходимо убедиться в полноте представленных документов, медицинских карт, консультационных заключений, видеозаписей, показаний свидетелей и т.п.
Гражданский кодекс Украины предусматривает, что ответственность за нанесение морального и материального вреда наступает в том случае, когда вред причинён неправомерными решениями или действиями, то есть вследствие наличия вины. Именно наличие вину является обязательным условием ответственности клиники и/или врача.
В данной категории дел права пациента преобладают над возможностью медицины гарантировать стопроцентный результат без медицинского риска, поэтому установление причинно-следственной связи между действиями врача и негативными последствиями для пациента является основным вопросом при рассмотрении данной категории дел.
С целью предотвращения необоснованных претензий к клинике важно максимально внимательно относиться к донесению до пациента характера его заболевания, тактике лечения, возможных последствий нарушения режима и медицинском риске. Причем ознакомление пациента с рекомендациями и возможными последствиями лучше оформить с его подписью. Будет не лишним внимательно относиться к претензиям пациента на ранних этапах и контактировать с пациентом. Если претензии всё же перешли в судебную плоскость, важно объективно оценить обстоятельства дела и собрать доказательную базу для защиты прав в суде.
[1] ILF / Анализ перспектив развития рынка медицинских услуг Украины