uk ru
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Российская паспортизация Донбасса: возможные подходы к противодействию

17 июля 2019 года Владимир Путин издал указ, которым расширил перечень лиц, которые могут воспользоваться упрощенным порядком получения гражданства РФ, на всех жителей Донецкой и Луганской областей. Согласно Конституции РФ (ст.61), это гарантирует гражданам защиту и покровительство за ее пределами. О состоянии дел и возможных подходах к противодействию в статье от партнера и адвоката ЮК "Правовой Альянс".

Юридическая Газета, №33-34, от 20 августа 2019 года.

Алексей Бежевец, адвокат, партнер ЮК "Правовой Альянс"

Россия продолжает официально и упрощенно раздавать свои паспорта (предоставлять гражданство) украинцам, которые проживают на оккупированных восточных землях.

Есть ли такие действия России агрессивными по отношению к Украине? Безусловно! Несут ли такие действия угрозу национальной безопасности Украины? Абсолютно! Соответственно, имеем очередной этап гибридного завоевания украинских земель, посягательство на наш суверенитет и наступление на нашу независимость. Что может противопоставить Украина этим агрессивным действиям?

Международные санкции в отношении РФ

Бесспорно, да. Масштаб этих санкций необходимо постоянно наращивать. Это работа для наших дипломатов, политиков и друзей Украины за рубежом. Также сейчас есть заявления, что Канада, США, ряд других стран не будут признавать российские паспорта, выданные жителям Луганской и Донецкой областей. Совет Европы заявил, что мониторит ситуацию и рассматривает опцию о непризнании таких российских паспортов. Литовские дипломаты утверждают, что если ЕС не сможет согласовать соответствующую общую позицию, Литва введет ответные меры в одностороннем порядке.

Также в начале августа заявление сделала Эстония, обещая не признавать российские паспорта, выданные после 24 апреля 2019 года жителям ОРДиЛО, кроме случаев, когда соответствующее лицо было российское гражданство до этого момента. Это вполне положительные для Украины месседжи. А вот достаточно ли этого, чтобы остановить агрессора? Адекватно ли такое противодействие этой гибридной атаке? Выглядит так, что этого мало.

Лишать украинского гражданства

В обществе звучат такие идеи. Это категорически и якобы просто, но есть определенные нюансы. Во-первых, такие действия будут противоречить международным правовым нормам, конвенциям и вообще принципам, которые сложились в области прав человека. Для цивилизованной страны, которая интегрирована в мировой правопорядок, это неприемлемо. Во-вторых, а что мы, как государство и нация, выиграем от такого действия? Как мы побуждаем собственных граждан избегать приобретения гражданства РФ? Возможно, мы как-то повлияем на действия РФ? Вряд ли. Следовательно, это не выход.

Не признавать

Существует мнение, что такие действия РФ являются ничтожными, поэтому они не имеют правовых последствий и никак не влияют на украинских граждан. Поэтому якобы можно задекларировать на государственном уровне позицию «Мы не признаем!» и заняться другими неотложными делами, которых хватает. Однако вряд ли это действенная позиция. Потерять территории государства и еженедельно терять лучших сыновей и дочерей на фронте - это ли не слишком высокая цена за бездействие в предыдущие «довоенные» годы? Сама по себе декларация о непризнании документов, выдаваемых государством-агрессором, и о непризнании приобретения гражданства государства-агрессора (без какого-либо правового оформления такой государственной позиции) не влечет за собой каких-то правовых последствий. Поэтому это скорее пиар-ход (впрочем, это хорошо) и политическое заявление, однако не решение проблемы.

Внедрить последствия добровольного приобретения гражданства государства-агрессора

Напрямую влиять на агрессивные действия РФ (запретить выдавать росспаспорта украинским гражданами), очевидно, мы не можем. Соответственно, должны создать такие механизмы противодействия «росспаспортизации», которые будут делать приобретения российского гражданства крайне непривлекательным для украинцев, где бы они ни находились, а последствия такого противодействия - неудобными для РФ. Что это может быть?

Во-первых, лишение возможности для граждан Украины, которые добровольно приобретают гражданство РФ, занимать любые государственные и выборные должности, а также права голоса на выборах в представительные органы всех уровней. Изменения на законодательном уровне следует вносить в соответствующие законы о государственной службе, о выборах, о социальном и пенсионном обеспечении и тому подобное. Следует отметить, что в представленном еще в 2017 году комплексном законопроекте С. Мельничука (рег. № 6178 от 14.03.2017 г., на голосование не выносился) следующие изменения выписаны, поэтому основу уже заложено, есть над чем работать.

При этом необходимо настроить систему мониторинга добровольного приобретения гражданства РФ (для начала, вроде механизма ресурса «Миротворец»), и в конце концов возложить эту функцию на государственный орган (например, СБУ или Государственную миграционную службу). Да, это непросто, однако возможно и критерии разработать и механизм внедрить.

Что делать с «добровольностью» приобретения гражданства РФ? Ведь гражданство же может приобретаться при разных обстоятельствах (например, рождение ребенка). Нужно учитывать, что подлежит оценке ситуация, когда лицо проявляет свою волю и осуществляет ряд действий (подписывает и подает документы и т.п.) для получения гражданства РФ. Если соответствующие нормы РФ предусматривают совершение лицом определенных действий для получения гражданства и в конце концов лицо получает гражданство РФ, резюмировать, что она такие действия совершила добровольно.

Также необходимо учитывать, что регулированию подлежит ситуация, когда украинец получает гражданство РФ (получает российский паспорт) в период после вступления в силу соответствующих норм украинского законодательства. Мы исходим из того, что действие закона во времени должны быть направлены только на правоотношения, которые возникают после вступления его в силу.

Во-вторых, установить административную ответственность за приобретение гражданином Украины гражданства страны-агрессора. Соответствующие изменения следует внести в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Рассмотреть возможность в санкциях предусмотреть лишение права на пенсии и другие социальные выплаты (в порядке спецконфискации). Специальным основанием для освобождения от административной ответственности предусмотреть добровольный выход из российского гражданства. При этом желательно, чтобы это происходило публично и унизительно для агрессора. Чтобы люди не были заложниками органов власти РФ, предусмотреть возможность сделать декларативное заявление о выходе, и в дальнейшем не совершать каких-либо действий, вытекающих из гражданства РФ. Если же лицо приобретет гражданства РФ повторно, будучи освобожденной от административной ответственности, то для этих случаев предусмотреть уголовную ответственность.

В-третьих, выработать и реализовать комплекс правовых, социальных и экономических мер, которые будут побуждать/стимулировать лиц, которые на дату вступления в силу соответствующих изменений в законодательство уже имеют гражданство РФ, отказаться от гражданства РФ максимально просто и без негативных для себя последствий. Например, ввести сервис бесплатной правовой помощи по оформлению соответствующих заявлений о выходе из гражданства РФ - сделать его удобным и доступным дистанционно. Также, с привлечением общественности реализовать ряд материальных и нематериальных поощрений для лиц, которые отказываются от гражданства РФ - через систему партнерских сервисов, скидок на товары/ работы/услуги и тому подобное.

Какие практические шаги возможно осуществить уже сейчас?

Во-первых, мониторинг. Начнем с общественного, параллельно разрабатывая и запуская государственный. Системно освещать эти активности. Информационные сообщения не менее важны, чем нормативные акты. Украинцы, где бы они ни были, должны понимать, что ничего хорошего гражданство РФ им не принесет.

Во-вторых, принять во втором чтении проекты законов Украины, которые уже были приняты в первом чтении еще в 2009 г.: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ответственности за сокрытие факта пребывания в гражданстве другого государства или приобретения такого гражданства)» № 3102 от 11 сентября 2008 г. и «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины» (относительно устранения коллизий, разрешающих двойное гражданство)» № 2752 от 5 сентября 2008 г. Законотворчество - процесс долгий и хлопотный. Однако уже есть два законопроекта, которые были приняты в первом чтении. Хотя их окончательное принятие - явно не панацея, однако это и правильный посыл к обществу, и реальные правовые нормы, из которых будет польза в нынешней ситуации.

В-третьих, консолидировать все конструктивные и проукраинские наработки по ранее поданных восьми законопроектов по вопросам гражданства, которые сейчас находятся в комитетах ВРУ, учесть вышеизложенные предложения, а также объединить усилия авторов, чтобы разработать и принять закон, который урегулирует затронутые вопросы.

341

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней