uk ru
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Новые признаки для проведения финансового мониторинга

Виктория Малыняк, юрист ЮК "Правовой Альянс"

ЮРИСТ & ЗАКОН, №19, 28.05.2020


Недавно вступил в силу Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" (далее – Закон), более известный как Закон о финансовом мониторинге. Целью принятия этого Закона, в частности, является установление новых требований к надлежащей проверке клиентов финансовых учреждений.

Новый закон предусматривает применение риск-ориентированного подхода при оценке наличия оснований для осуществления финансового мониторинга. Так, субъекты первичного финансового мониторинга обязаны осуществлять каждое мероприятие по надлежащей проверке клиентов, к которым относятся:

- идентификация и верификация клиента (его представителя);

- установление конечного бенефициарного владельца клиента или его отсутствия;

- установление (понимание) цели и характера будущих деловых отношений или проведения финансовой операции;

- проведение на постоянной основе мониторинга деловых отношений и финансовых операций клиента, осуществляющихся в процессе таких отношений, на соответствие таких финансовых операций имеющейся у субъекта первичного финансового мониторинга информации о клиенте, его деятельности и риске (в том числе при необходимости об источнике средств, связанных с финансовыми операциями);

- обеспечение актуальности полученных и имеющихся документов, данных и информации о клиенте.

Для определения объема действий при осуществлении каждого из мероприятий надлежащей проверки субъектом первичного финансового мониторинга используют риск-ориентированный подход, в частности осуществляют оценку уровня риска, цели деловых отношений, суммы осуществляемых операций, регулярности или продолжительности деловых отношений. Риск-ориентированный подход должен быть пропорционален характеру и масштабу деятельности субъекта первичного финансового мониторинга.

Стоит также отметить, что новый Закон возлагает на субъектов первичного финансового мониторинга обязанность осуществления усиленных мер надлежащей проверки клиентов, риск деловых отношений с которыми либо риск финансовой операции без установления деловых отношений которых является высоким. Так, субъект первичного финансового мониторинга обязан повысить степень и характер мониторинга и, насколько это возможно, осуществить анализ и изучение оснований и целей всех финансовых операций, соответствующих хотя бы одному из следующих признаков:

- являются сложными финансовыми операциями;

- являются необычно большими финансовыми операциями;

- проведены необычным способом;

- не имеют очевидной экономической или законной цели.

В то же время законодатель предоставляет право субъектам первичного финансового мониторинга осуществлять упрощенные меры надлежащей проверки клиентов, риск деловых отношений с которыми является низким. В случае применения упрощенных мер по надлежащей проверке мониторинг деловых отношений и финансовых операций клиента должен быть достаточным для того, чтобы иметь возможность выявлять финансовые операции, которые не соответствуют финансовому состоянию и/или содержанию деятельности клиента. Критерии риска, которые предстоит учитывать, и действия, которые необходимо осуществить в ситуациях, когда применяют упрощенные меры надлежащей проверки, устанавливают Национальный банк Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Министерство юстиции Украины и другие государственные органы, выполняющие функции государственного регулирования и надзора за субъектами первичного финансового мониторинга.

Также новым Законом введено понятие пороговых финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу. В старой редакции Закона такого понятия не было, а финансовая операция подлежала обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую ее осуществляют, равна или превышала 150000 грн, а также отвечала ряду критериев. Согласно новому Закону финансовые операции являются пороговыми, если сумма, на которую осуществляют каждую из них, равна или превышает 400 тыс. грн или равна или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную по официальному курсу гривни к иностранным валютам и банковских металлам 400 тыс. грн на момент проведения финансовой операции, при наличии одного или более следующих признаков:

1) финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств);

2) финансовые операции по переводу средств за границу (в том числе в страны, отнесенные Кабинетом Министров Украины в оффшорные зоны);

3) финансовые операции политически значимых лиц, членов их семей и/или лиц, связанных с политически значимыми лицами;

4) осуществление финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон – участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (юрисдикции), не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с отмыванием доходов, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, или одной из сторон – участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном государстве (юрисдикции).

Таким образом, законодатель повысил нижнюю границу размера финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, и существенно сократил перечень признаков до четырех критериев, которым должны соответствовать такие операции, поскольку в предыдущей редакции Закона их насчитывалось семнадцать.

Однако в отношении субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи или проводят и предоставляют возможность доступа к азартным играм в казино, то для них нижняя граница размера финансовых операций, подлежащих мониторингу, осталась неизменной – 30000 грн.

В то же время новый закон предусматривает требование информации об инициаторе перевода и его получателя, которая должна быть указана во всех переводах средств. Субъект первичного финансового мониторинга, предоставляющий услуги перевода средств, обязан осуществить надлежащую проверку достоверности этой информации к проведению перевода (путем верификации инициатора перевода) на основании официальных документов или информации, полученной из официальных и/или надежных источников. Стоит отметить, что не нужно будет предоставлять такую информацию в случае:

1) операции снятия средств с собственного счета;

2) перевода средств наличными в пределах Украины в сумме, меньше 5 тыс. грн, и отсутствии признаков связанности такой финансовой операции с другими финансовыми операциями, в сумме превышающих 5 тыс. грн;

3) перевода средств с целью уплаты налогов, сборов, платежей, сборов на обязательное государственное пенсионное и социальное страхование, штрафных санкций и пени за нарушение законодательства или перевода средств за жилищно-коммунальные услуги;

4) перевода средств на сумму, меньше 30 тыс. грн, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, для зачисления на счет получателя только в целях оплаты стоимости товаров, работ, услуг, погашения задолженности по кредиту при условии, что возможно осуществить отслеживание через получателя с помощью уникального учетного номера финансовой операции перевода средств и определения лица, которое заключило договор с получателем о поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг, предоставления кредита;

5) перевода средств, в случае если используют электронные платежные средства или электронные деньги для оплаты товаров или услуг и номер электронного платежного средства и/или предоплаченная карта многоцелевого использования сопровождает перевод на всем пути движения средств;

6) перевода средств, когда инициатор перевода и получатель являются субъектами первичного финансового мониторинга, предоставляющих услуги по переводу средств, а также действуют от своего имени и за свой счет;

7) перевода средств между плательщиком – инициатором перевода и получателем платежа, проводят через посредника, уполномоченного вести переговоры и заключать договор купли-продажи товаров или услуг от имени плательщика (инициатора перевода) или получателя;

8) операции по обеспечению проведения перевода средств, осуществляющих операторами услуг платежной инфраструктуры.

282

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней