uk ru en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Комментарии к Указу Президента Украины №369/2021

Аптека.ua, 23.08.2021

Указ Президента «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 30 июля 2021 года «О состоянии национальной системы здравоохранения и неотложных мерах по обеспечению граждан Украины медицинской помощью» касается пласта проблем в сегодняшней системе здравоохранения.


Дмитрий Алешко, управляющий партнер ЮФ «Правовой Альянс»

Среди проблем в Указе выделяют отсутствие системного подхода в реформировании существующей системы, отсутствие единого медицинского пространства, несоответствие тарифов на медицинские услуги фактическим затратам учреждений здравоохранения, а также отсутствие последовательной стратегии обеспечения отрасли специалистами необходимого профиля.

В качестве возможных инструментов решения проблем даны поручения Кабинету Министров Украины и ряду министерств. При этом необходимо отметить, что ряд заданий выходит за пределы компетенции Кабинета Министров и будет требовать внесения изменений в законы.

Кабинету Министров поручено до 1 декабря 2021 года обеспечить разработку и утверждение Стратегического плана развития системы здравоохранения населения на период до 2030 г. Считаю это настоящим вызовом для правительства, поскольку за 3 месяца нужно разработать, согласовать с иными министерствами и ведомствами, и вынести на заседание Кабинета Министров достаточно серьезный документ.

Также Указ предполагает поэтапное включение в тарифы на медицинские услуги стоимости лекарственных средств и медицинских изделий, которые сейчас закупаются централизованно. Думаю, что речь идет только о части лекарств, которые сейчас закупаются по централизованным программам, поскольку там есть дорогостоящие позиции для орфанных пациентов, которые не имеет смысла отдавать для закупки учреждениям здравоохранения. Одно учреждение, покупая небольшое количество такого лекарства, никогда не получит цену как при централизованных закупках через ГП «Медицинские закупки Украины».

Отдельное поручение посвящено определению механизмов контроля за соблюдением национальных клинических протоколов и стандартов медицинской помощи, а также внедрению вертикально интегрированной системы контроля качества медицинской помощи. Считаю, что вопрос создания реальной функции по контролю качества в виде отдельного органа или в рамках существующей структуры давно назрел. В части национальных клинических протоколов сложно отрицать факт, что по многим видам медицинской помощи они просто отсутствуют. Вероятно, первым должно было быть поручение завершить работу по разработке и утверждению таких протоколов, а уже после контролировать их выполнение.

Позитивно воспринимается внедрение ключевых показателей эффективности для руководителей учреждений здравоохранения государственной и коммунальной формы собственности. В сегодняшних условиях руководитель учреждения должен быть в первую очередь хорошим менеджером и только потом – главным врачом.

Дополнительно Указ затрагивает вопрос создания единого медицинского пространства. Между строк читается, что до 1 апреля 2022 года все учреждения здравоохранения должны перейти на оплату за медицинские услуги по программе медицинских гарантий путем заключения договора с НСЗУ. Нет исключений для институтов Академии медицинских наук, ведомственных учреждений МВД, СБУ, Минобороны, Министерства транспорта и т.д.

Такая задача будет требовать принятия изменений в соответствующие кодексы и законы. В отличие от коммунальных некоммерческих предприятий, казенные предприятия, в которые будут реорганизованы вышеуказанные учреждения здравоохранения, не освобождены от уплаты налога на прибыль и не имеют льгот по земельному налогу. В таких условиях они не смогут предоставить медицинскую помощь по существующим тарифам НСЗУ.

Необходимо остановиться на поручении разработать нормативно-правовые акты, направленные на исключение из полномочий центральных и местных органов исполнительной власти несвойственных им функций относительно централизованных закупок лекарственных средств и медицинских изделий. Фактически, речь идет о передачи закупок лекарств и медицинских изделий от министерств и областных департаментов здравоохранения централизованным закупочным организациям. Прогнозируемо, одной из таких организаций может стать ГП «Медицинские закупки Украины». О закупках лекарственных средств лечебными учреждениями в Указе не упоминается. В то же время правительству поручено расширить программу реимбурсации для пациентов.

Также Указ коснется выпускников медицинских ВУЗов, которые учились за бюджетные средства. Тем из них, кто направлен в сельскую местность, придется реально отработать там три года. Есть сомнения, что механизм принуждения окажется эффективным без создания соответствующих условий труда и жизни в сельской местности.

Первый раз за последние годы поднимается вопрос искоренения неофициальных платежей в сфере здравоохранения. При этом, уже который год подряд не выполняется норма о финансировании системы здравоохранения на уровне не менее 5% от валового внутреннего продукта, как это предусмотрено Законом Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения». Выполнение этой нормы гарантировало бы достойный уровень заработной платы для медицинского персонала.

Фактически, дано поручение обеспечить сопровождение законопроекта №5547, которым предлагается принять новую редакцию Закона Украины «О лекарственных средствах». Соответственно, можно ожидать голосование за данный законопроект в ближайшие месяцы. Это также означает, что в конце весны на базе ГЭЦ и Гослекслужбы появится новый единый регуляторный орган.

Предполагается внесение Кабинетом Министров Украины в срок до 15 декабря 2021 г. проекта Закона Украины «О медицинских изделиях». Насколько известно, пока нет даже сырой версии такого законопроекта. Соответственно, выполнение этого поручения в такие сроки является маловероятным.

Отдельного внимания заслуживает введение моратория до 1 января 2024 года на предоставление информации рекламного характера о лекарственных средствах, медицинских изделиях и методах профилактики в теле- и радиопередачах, средствах массовой информации. Следует отметить, что выполнение такого поручения потребует внесения изменений в Закон Украины «О рекламе». Полный запрет рекламы, пусть и на определенный период, противоречит Директиве ЕС 83. Законопроект №5547, который поручено сопроводить в этом году, также не содержит полный запрет рекламы лекарственных средств. Непонятно, будет ли такой запрет в перспективе вводиться немедленно, или появится определенный переходной период.

Министерству здравоохранения Украины дано поручение в месячный срок обеспечить внесение изменений в нормативно-правовые акты для того, чтобы стало невозможным приобретение без рецепта врача в розничной торговле антибактериальных, противовирусных и гормональных лекарственных средств, иммуномодуляторов. Вероятно, для реализации такого поручения необходимы будут изменения законодательства в части снятия моратория на внеплановые проверки Гослекслужбы Украины. В противном случае, выполнить такое поручение будет практически невозможно, учитывая, что в нашей стране 88 % лекарств покупаются из кармана пациента.

1720

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней