uk ru en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Дистанционная торговля лекарствами

Аптека.ua, 25.01.2021

17 сентября 2020 г. Верховная Рада Украины сделал важный шаг на пути приближения законодательства Украины к европейским стандартам – принят Закон № 904-IX, разрешающий электронную розничную торговлю лекарствами.

Закон, установив общие нормы, предполагает разработку и принятие ряда подзаконных актов, направленных на его выполнение. В частности, необходимы изменения в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговле лекарственными средствами, импорту лекарственных средств. Также необходимо постановлением КМУ утвердить Типовую форму договора доставки лекарственных средств.

На наш взгляд, при разработке подзаконных нормативно-правовых актов важно помнить вектор развития нашего законодательства, в том числе с учетом подписанного Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС. Также важно четко определить, какие нововведения зафиксированы в Законе и, самое главное, какие установлены ограничения.

Так, из ограничений можно выделить запрет электронной торговли рецептурными ЛС (кроме тех, которые отпускаются по электронным рецептам), лекарственными средствами, для которых необходима лицензия на оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также реализация сильнодействующих, радиоактивных и иммунобиологических лекарственных средств. Отдельным абзацем запрещено устанавливать обязательное минимальное количество лекарственных средств и размер минимального заказа при электронной торговле лекарственными средствами.

Анализ Закона позволяет сделать вывод, что в нем отсутствуют ограничения в части сужения круга субъектов, которые могут осуществлять электронную торговлю, до тех, кто ведет деятельность более двух лет и имеет не менее 10-и аптечных учреждений.

Возникает ряд вопросов, которые нужно обсудить в кругу представителей фармацевтического сообщества, Гослекслужбы и МОЗ Украины. Можно выделить несколько таких вопросов:

1. Чем хуже тот субъект, который только открылся и получил лицензию в установленном порядке, понимая, что при выдаче лицензии проверялось соответствие МТБ и иных аспектов Лицензионным условиям?

2. Кто может утверждать аргументировано, что такой субъект менее готов осуществлять электронную торговлю, чем субъект, который уже два года на рынке?

3. Почему субъекты, имеющие 1-2-3 аптечных учреждения, ограничены в своем праве заниматься электронной торговлей, и какой смысл ограничивать пациентов, которых они исторически обеспечивают лекарствами (особенно в небольших населенных пунктах), в праве получать лекарства с доставкой на дом?

Также требует дополнительной дискуссии вопрос возможности осуществлять электронную торговлю нескольким субъектам с одного сайта. С одной стороны, мы понимаем опасения органа лицензирования в части организации контроля такой деятельности. С другой стороны, опыт европейских стран показывает, что такая практика в Европе представлена достаточно широко.

Таким образом, на наш взгляд, нужно найти сбалансированные подходы к редакции подзаконных актов во исполнение Закона 904-IX и сделать еще один шаг в сторону европейского регулирования оборота лекарственных средств.

Дмитрий Алешко,
управляющий партнер ЮФ "Правовой Альянс"

998

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней