uk ru en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

АТТЕСТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ

ЮРИСТ&ЗАКОН, №26, от 25 июля 2019 года.

Партнер, адвокат, Костин Илья Павлович

Юрист, Фурьяка Ярослав Анатольевич

Юридическая компания «Правовой Альянс» при предоставлении комплексных правовых услуг клиентам, в т.ч. в сфере трудового права, часто встречается с необходимостью формирования, совершенствования или проверки соответствия системы оценки профессионального уровня работников для избежания потенциальных нарушений правил работы и compliance, а также обеспечения надлежащей производительности и результативности труда.

На практике этот вопрос решается посредством проведения аттестации работников, по результатам которой соответствующие работники могут получить повышение, направлены на обучение или увольнение. Однако оформление такой процедуры внутренними организационно-нормативными документами работодателя обычно является несовершенным, а иногда вообще не соответствует действующему законодательству Украины.

При каких условиях работодателю может потребоваться аттестация работников:

  • если компания является частью международной группы компаний, получает иностранные инвестиции или является контрагентом иностранных субъектов хозяйствования, в связи с чем бизнес будет «чувствительным» к защите персональных данных, антикоррупционных, антимонопольных и других политик соответствия деятельности;
  • если деятельность компании требует от работников совершенных знаний специализированных процедур работы, соблюдение которых напрямую влияет на результаты работы, а также если особенности деятельности компании предусматривают получение разрешительных документов для ее осуществления;
  • если компания хочет иметь законную возможность уволить работника вследствие выявленного несоответствия работника занимаемой должности или применить дисциплинарное воздействие;
  • если компания хочет иметь обоснованную возможность для проведения внутренней реорганизации с изменением существенных условий труда.

На сегодняшний день вопрос оценки профессионализма работников урегулирован только одним нормативно-правовым актом - Законом Украины «О профессиональном развитии работников» (далее - Закон). Под аттестацией работников Закон понимает процедуру оценки профессионального уровня работников квалификационным требованиям и должностным обязанностям, проведение оценки их профессионального уровня. Среди прочего процедуре аттестации Законом отведено всего три статьи, которые в большей степени устанавливают ограничения, чем создают условия для применения аттестации в реалиях сегодняшнего дня.

В частности, Закон определяет обязательным:

  • ограничения в проведении аттестации не чаще одного раза в три года;
  • наличие внутреннего организационно-нормативного акта или коллективного договора, с установленными категориями работников, которые аттестуются;
  • утверждении положения о проведении аттестации, в котором определяется состав квалификационной комиссии, график проведения аттестации;
  • формирование состава комиссии из высококвалифицированных специалистов и представителя выборного органа первичной профсоюзной организации (при ее наличии);
  • запрет участия в аттестационной комиссии непосредственного руководителя работника, который проходит аттестацию;
  • информирование работников о проведении аттестации хотя бы за два месяца до ее проведения;
  • проведения аттестации в присутствии работника;
  • составление характеристики непосредственным руководителем работника и его подачи комиссии не позднее чем за неделю до аттестации;
  • запрет оценки работника по признакам, которые не связаны с выполняемой им работой;
  • принятие решения простым большинством голосов присутствующих членов комиссии с помощью открытого голосования;
  • присутствие на аттестации не менее двух третей состава комиссии;
  • доведение решения комиссии не позднее чем через три дня после его принятия;
  • соблюдение запретов относительно привлечения к аттестации отдельных категорий работников (работников, работающих менее года, беременных, лиц, ухаживающих за ребенком до 3-х лет, ребенком с инвалидностью, лицом с инвалидностью с детства, одиноких родителей с детьми в возрасте до 14-ти лет, несовершеннолетних, лиц, работающих по совместительству).

Большинство указанных требований законодательства (например, ограничения частоты проведения аттестации) в настоящее время не соответствуют условиям развития рынка и существенно ограничивают работодателя в осуществлении контроля профессиональных навыков работников. Это требует от работодателя и нас, как юристов, осуществляющих разработку соответствующих положений и порядков, прибегать к более сложным конструкциям, которые в результате позволят свободно устанавливать режим и порядок проведения аттестации.

Исходя из содержания положений Закона, работодатель, который планирует проводить аттестацию работников должен иметь внутренний акт, которым определены общие положения о проведении аттестации, а также каждый раз принимать положение о проведении аттестации с фиксацией состава комиссии и графика проведения аттестации. Несмотря на достаточно свободную регламентацию процедуру аттестации работников, мы рекомендуем дополнительно предусмотреть внутренним организационно-нормативным актом порядок и сроки ее проведения, возможность и порядок обжалования решений комиссии.

Требования законодательства относительно состава комиссии также требуют уточнения. Если запрет участия непосредственного руководителя работника в аттестационной комиссии является логическим ограничениям, направленным на исключение субъективной оценки работника, то необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов к проведению аттестации может вызвать вопросы соответствия привлеченных членов комиссии требованиям. Так, определение высококвалифицированных специалистов нет в украинском законодательстве, однако анализируя специализированные нормативно-правовые акты, допускаем, что речь идет о лицах, имеющих законченное высшее образование и не менее пяти лет соответствующего профессионального опыта. Следует также обратить внимание на отсутствие требования о необходимости пребывания таких специалистов в трудовых отношениях с работодателем, что позволяет привлекать членов комиссии извне.

По результатам аттестации комиссией может быть принято положительное решение (о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе) и отрицательное (о несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе).

В первом случае работодатель может повысить работника, установить/увеличить надбавку к заработной плате или оставить все предыдущие условия работы. Во втором - с согласия работника перевести на другую должность или работу или направить на профессиональное обучение за счет работодателя с последующей повторной аттестацией.

Работодатель может направить работника, который не соответствует занимаемой должности на обучение в соответствующих учебных заведений, по результатам посещения которых работник получает документ об образовании установленного образца (формальное обучение) или привлечь собственных или внешних специалистов для проведения повышения профессионального и квалификационного уровня (неформальное обучение). Результаты неформального обучения должны быть подтверждены центром признание, однако пока подтверждения таких результатов осуществляется только по профессии «Повар». Это исключает возможность официально подтвердить результаты неформального обучения из других профессий, в результате чего этот вопрос полагаться на исключительно на работодателя.

В случае отказа работника от перевода или обучения, работодатель имеет законное право уволить работника на основании пункта 2 статьи 40 Кодекса Законов о труде Украины.

Итак, несмотря на ряд законодательных ограничений, аттестация как специальный инструмент работодателя для контроля профессионализма работы сотрудников все же может быть законно реализована на практике. Однако, для полноценного применения ее в современных реалиях и избежания возможных нарушений действующего трудового законодательства, документальная организация аттестационной процедуры требует достаточно детальной и выверенной подготовки внутренних документов работодателя, а в случае наличия такой процедуры в компании - ее оценки юристами, из имеющегося опыта смогут предоставить надлежащую экспертизу соответствия существующей процедуры аттестации требованиям действующего законодательства и предложить возможные способы ее совершенствования.

2086

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней