
Решение некоторых проблемных аспектов программы «Доступные лекарства»: Минздрав обнародовал проект постановления
21 мая на официальном сайте Минздрава обнародовано постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» (далее - проект постановления), который был разработан с целью усовершенствования механизма реимбурсации лекарственных средств.
Так, одной из главных проблем реализации программы реимбурсации сегодня является несоответствие реальных цен на лекарственные средства в аптеках ценам, которые внесены в Реестр лекарственных средств, стоимость которых подлежит возмещению (далее - Реестр).
На практике снабженческо-сбытовые надбавки могут составлять, например, 3%, 7% или 10%. Это приводит к тому, что размер реимбурсации, суммы доплаты и розничная цена за упаковку лекарственного средства отличаются от указанных в Реестре. Это вызывает сложности с возмещением аптекам средств за отпущенные лекарственные средства за счет бюджетных средств.
Для решения этой и других существующих проблем программы реимбурсации проектом постановления предлагается:
1) Установить в постановлении КМУ от 17 октября 2008 № 955 обязательность соблюдения фиксированных розничных цен на лекарственные средства, торговые названия которых внесены в Реестр.
Такие цены будут включать снабженческо-сбытовые надбавки и торговые (розничные) надбавки суммарно в размере 26,5% к оптово-отпускной цене с учетом налогов (с точки зрения существующего регулирования общий размер надбавок не меняется). При этом размер предельных снабженческо-сбытовых надбавок не должен превышать 10% (не является фиксированным), и от них будет зависеть размер розничных надбавок. То есть, аптеки смогут начислять надбавки более 15% как сейчас, в случае если надбавка дистрибьюторов будет меньше предельных 10%.
При этом, такие лекарственные средства будут реализовываться аптеками и аптечными пунктами по ценам, указанным в Реестре, независимо от того, подлежат они реимбурсации или приобретаются за средства потребителей (т.е. если бренд принимает участие в программе реимбурсации, то его розничная цена во всех аптеках должна быть одинаковой, в том числе в тех, которые не принимают участие в программе реимбурсации)
2) Установить, что соблюдение вышеупомянутого требования пп. 3 п. 1 постановления КМУ от 17 октября 2008 № 955 относительно уровней надбавок будет распространяться на бренды, включенные в Реестр (то есть, к остальным брендам, которые субъекты не заявили для включения в Реестр, но их МНН включен в перечень, утвержденный Постановлением, будет распространяться государственное регулирование цен согласно пп. 1 п. 1 постановления КМУ от 17 октября 2008 № 955).
3) Установить переходный период для розничного сегмента, когда можно реализовать остатки лекарственных средств, приобретенных до утверждения МЗ обновленного Реестра.
4) Упростить процесс утверждения Реестра, отменив необходимость утверждения приказом МЗ Украины промежуточной редакции Реестра (предварительные результаты будут публиковаться на официальном сайте НСЗУ).
5) Предусмотреть, что форма заявления на включение бренда в Реестр и обязательства заявителя должны подаваться по форме, указанной на сайте НСЗУ в объявлении о начале приема заявлений.
6) Учитывая длительную процедуру формирования Реестра, установить, что обновление Реестра будет осуществляться ежегодно в феврале и августе (вместо января и в июля соответственно).