uk ru
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Применение современных информационных технологий в уголовном производстве в Украине

Применение современных информационных технологий в уголовном производстве является требованием системной диджитализации страны.

15.03.2021 года в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона "О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно внедрения информационно-телекоммуникационной системы досудебного расследования", субъектом законодательной инициативы которого является непосредственно Президент Зеленский В. А.


Согласно этому законопроекту, в Уголовный процессуальный кодекс должны быть внесены изменения, предусматривающие внедрение нового института информатизации сторон уголовного производства — информационно-телекоммуникационной системы досудебного расследования.

Основной целью создания этой системы является обеспечение создания, сбора, хранения, поиска, обработки и передачи материалов и информации (сведений) в уголовном производстве.

Да, такая система должна интегрировать сведения, содержащиеся в Едином реестре досудебных расследований и системы, работающей в суде, а также в отдельных предусмотренных законом случаях — в других системах.

Порядок функционирования этой системы будет определяться положением, утверждаемым совместно Офисом Генерального прокурора, органом предварительного расследования и Советом судей Украины.

Пока детальный порядок функционирования этой системы точно не известен, однако по своему идейному наполнению ее внедрение имеет ряд преимуществ. Во-первых, процесс подачи, получения документов в уголовном производстве должен значительно ускориться, поскольку появится возможность подачи документов в электронном порядке. Это стало особенно актуальным в период жестких карантинных ограничений, связанных с распространением в стране коронавирусной болезни COVID-19.

Во-вторых, будет доступна функция ознакомления с материалами уголовного производства через электронную систему. При этом, ознакомление будет происходить либо путем предоставления доступа к системе, или же — предоставления бумажных или электронных копий из системы. Таким образом отпадет необходимость в длительном пребывании в кабинетах следователей с фотоаппаратами. Так или иначе, это является значимой экономией времени и ресурсов для каждой из сторон производства. Поскольку в среднем каждое уголовное производство имеет не менее 30 - 50 томов, а иногда — и 100, и 200 томов дела. Так, по делу Шеремета органом досудебного расследования было собрано 39 томов уголовного производства. При этом в каждом томе около 250 страниц. Отсюда, защитник и, соответственно, представитель органа досудебного расследования, вынуждены выделять время для ознакомления с около 11000 страниц производства. Сложно представить, но для этого необходимо не менее 15 часов непрерывного ознакомления.

В-третьих, будет приравнен правовой статус бумажных документов и электронных документов, подписанных с помощью электронной подписи.

В конце концов, значительно уменьшится количество томов дела в бумажном виде, что облегчит пользование ими и, соответственно, их обработку.

Однако, вместе с этим, возникает вопрос: насколько готовы органы досудебного расследования к такой диджитализации. Следует понимать, что для эффективного внедрения этой системы необходимы значительные финансовые ресурсы, в частности для обеспечения надлежащего интернет-покрытия и кибербезопасности. В то же время, полностью трансформировать уголовное производство в цифровое пока не представляется возможным, ведь государство должно учитывать уровень общего технологического развития во всех регионах, который часто является ненадлежащим. Поэтому очевидно, что пока параллельно будут существовать две формы оборота материалов уголовного производства — бумажная и электронная. Однако, как известно, долгий путь начинается с первого шага, или, как любят говорить за границей, "Rome wasn't built in a day". Поэтому следует приветствовать попытки государства диджитализировать работу органов суда, правоохранительных органов и других органов и учреждений. Это необходимый шаг на пути к осовремениванию работы украинских государственных органов и минимизации бюрократии в них.

2116

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней