uk ru
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

НОВЫЕ КАРАНТИННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ! Что делать, когда вами заинтересовались работники правоохранительных органов?

Очередные изменения в законодательстве по предотвращению распространения на территории Украины COVID-19 (постановление КМУ от 02.04.2020 г. №255), которые также реализованы на местах (в частности, на территории города Киева), уже вызвали массу вопросов как специалистов в области права, так и каждого гражданина.

Марина Мкртычева, юрист ЮК "Правовой Альянс"

Большинство вопросов касаются прав и обязанностей лиц в условиях чрезвычайной ситуации и карантина, правомерности ограничений прав и свобод, гарантированных Конституцией Украины и международными нормативно-правовыми актами, как действовать когда вами интересуется или вступает в диалог полиция, означает ли это автоматически, что вы попали впросак, грозит ли вам административная или уголовная ответственность.

Ответ на каждый из них мы предоставим в тексте данной публикации, по возможности, со ссылкой на соответствующие ресурсы, поэтому дальнее коротко об актуальном и главном.

Как нам всем известно, с 12.03.2020 г. до 03.04.2020 г. на всей территории Украины установлен карантин. Также на всей территории Украины был установлен режим чрезвычайной ситуации до 24.04.2020 г.

Хотя режим чрезвычайной ситуации и не имеет целью ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина, а является скоординированными действиями по реагированию на чрезвычайную ситуацию и ликвидации ее последствий, он может привести к применению мер, достаточных для того, чтобы справиться с угрозой.

В соответствии со ст. 57 Конституции Украины каждому гарантируется право знать свои права и обязанности. Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом.

ОГРАНИЧЕНИЯ

Так, согласно постановлению КМУ от 02.04.2020 г. №255, с 06.04.2020 года и до 24.04.2020 г. на всей территории Украины вступают в силу, в частности, следующие ограничения и запрещается:

  • пребывание в общественных местах без надетых средств индивидуальной защиты (респиратора или защитной маски, в т. ч. изготовленных самостоятельно);
  • перемещение группой лиц в количестве более 2 человек, кроме случаев служебной необходимости и сопровождения лиц, не достигших 14 лет (пребывание таких лиц в общественных местах без сопровождения запрещено);
  • находиться на улицах без документов, удостоверяющих личность, подтверждающих гражданство или специальный статус (согласно ст. 13 Закона Украины "О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус");
  • посещение учебных заведений его учащимися, спортивных и детских площадок, а также посещение парков, скверов, зон отдыха, лесопарковых и прибрежных зон (кроме выгула домашних животных 1 лицом и в случае служебной необходимости);
  • самовольно оставлять места обсервации (изоляции);
  • проведение всех массовых (культурных, развлекательных, спортивных, социальных, религиозных, рекламных и других) мероприятий (с исключениями);
  • работа субъектов хозяйствования, которая предусматривает прием посетителей (с исключениями, в частности, по больницам, банкам, торговли продуктами питания, средствами гигиены, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, торговой деятельности и деятельности по предоставлению услуг общественного питания с адресной доставкой заказов и др. согласно перечню, при условии обеспечения персонала и посетителей средствами индивидуальной защиты, пребывания в помещении не более 1 посетителя на 10 кв. метров торговой площади, а также соблюдение других санитарных и противоэпидемических мер);
  • перевозки пассажиров метрополитенами, железнодорожным транспортом во всех видах внутреннего сообщения, регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском, пригородном, междугородном, внутриобластном и межобластном сообщении, в частности, пассажирские перевозки на городских автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси (с исключениями и условиями, в т.ч. разрешается передвигаться собственным легковым автомобилем);
  • посещение пунктов временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства, временного размещения беженцев, учреждений и организаций, предоставляющих социальные услуги, паллиативную помощь, социальной защиты, учреждений и организаций, предоставляющих социальные услуги семьям/лицам в сложных жизненных обстоятельствах, кроме учреждений и учреждений, оказывающих услуги экстренно;
  • установлено ограничение поставщикам электрической энергии и природного газа.

Важно также отметить, что определен перечень лиц, нуждающихся в самоизоляции, где кроме лиц, имевших контакт с больным COVID-19, по которым есть подозрение на инфицирование / болеющих COVID-19 и не требуют госпитализации, являются лица, достигшие 60-летнего возраста, и к перемещению которых устанавливаются дополнительные ограничения.

Для более однозначного понимания прав и обязанностей необходимо понимать, что такое общественное место – это часть (части) любого здания, сооружения, которая доступна или открыта для населения свободно или по приглашению, или за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды, а также подземные переходы, стадионы (ст. 1 Закона Украины "О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения").

Вместе с тем, согласно распоряжению Руководителя работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации от 04.04.2020 г. №12 было определено, что на территории города Киева под понятием "общественное место", следует в частности также считать:

  • территории общего пользования: парки (гидропарки, лугопарки, лесопарки, парки культуры и отдыха, парки-памятники садово-паркового искусства, спортивные, детские, исторические, национальные, мемориальные и другие), рекреационные зоны, сады, скверы и площадки; площади, площади, бульвары, проспекты; улицы, переулки, проезды, пешеходные и велосипедные дорожки; подземные переходы; пляжи; кладбища; другие территории общего пользования);
  • помещения органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций всех форм собственности;
  • транспорт (в т. ч. который работает в режиме регулярных специальных перевозок), остановки общественного транспорта;
  • придомовые территории, территории зданий и сооружений инженерной защиты территорий, территории предприятий, учреждений, организации и закрепленные за ними территории на условиях договора.

Контроль за выполнением частности определенных требований, охрану общественной безопасности и порядка, соблюдение режима самоизоляции, принятие других мер, направленных на выполнение постановления возлагается на Министерство внутренних дел, Национальную полицию.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ И НОРМ

В целях обеспечения соблюдения, в частности, определенных правил и норм, установлена административная и уголовная ответственность.

В соответствии со ст. 44-3 КоАП установлена административная ответственность в виде наложения штрафа: на граждан в размере от 17 000 до 34 000 грн; на должностных лиц – от 34 000 до 170 000 грн, за нарушение правил:

Протоколы о правонарушениях по ст. 44-3 КУоАП вправе составлять органы Национальной полиции, здравоохранения, государственной санитарно-эпидемиологической службы, должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов (ст. 255 КУоАП).

Протокол, в случае его оформления, составляется не позднее 24 часов с момента обнаружения лица, совершившего правонарушение, в 2-х экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности.

В дальнейшем такой протокол, который должен соответствовать требованиям ст. 256 КУоАП Украины, направляется в суд, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, по месту совершения правонарушения и рассматривается в 5-дневный срок со дня получения такого протокола (ст. 221, 276, 277 КУоАП Украины).

В случае признания лица виновным в совершении административного правонарушения, на такое лицо налагается административное взыскание в размере определенном выше.

Законодателем также установлена уголовная ответственность (ст. 325 УК Украины) в виде:

  • штрафа в размере от 17 000 до 51 000 грн или ареста на срок до 6 месяцев, или ограничение/лишение свободы на срок до 3 лет – за нарушение правил и норм, установленных с целью предотвращения эпидемических и других инфекционных болезней, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и борьбы с ними, если такие действия повлекли или заведомо могли повлечь распространение этих заболеваний;
  • лишение свободы на срок от 5 до 8 лет – если указанные выше действия повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия.

Под распространением заболеваний следует понимать умышленные или по неосторожности (при определенных условиях) деяния лица, находящиеся в причинно-следственной связи с увеличением количества случаев заболевания одной и той же болезнью значительного количества людей.

Вместе с этим, лицо может быть подвергнуто уголовной ответственности только по обвинительному приговору суда, которому предшествует предварительное расследование. Основанием для начала досудебного расследования служат сведения, внесенные в Единый реестр досудебных расследований по факту совершения лицом уголовного преступления, предусмотренного ст. 325 УК Украины, которые могут быть внесены следователем, прокурором на основании сообщения лица о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления им таких сведений из любого источника.

Данная категория преступлений подследственна органам Национальной полиции. Поэтому, безусловно, каждое лицо должно быть ознакомлено с такими нормами и правилами, ведь согласно ст. 68 Конституции Украины незнание законов не освобождает от юридической ответственности.

ПРАВОМЕРНОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЙ

Каждому из нас точно известно, что международными нормативно-правовыми актами (Конвенция о защите прав человека и основных свобод), так и национальными (Конституцией Украины) регламентирован ряд прав и свобод, которые Украина, как государство, гарантировала каждому человеку и гражданину соответственно.

Также, нам как правосознательным гражданам известно, что согласно ст. 22 Конституции Украины конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

В соответствии со ст. 64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений.

Однако, на сегодняшний день в Украине не объявлялось чрезвычайного положения, а потому такое вмешательство в права и свободы и их усиление указывает на их неправомерность, а особенно при внедрении режима чрезвычайной ситуации, не имеющего целью таких ограничений, и, более того, ставит под сомнение правомерность внедрения как карантина, так и карантинных мероприятий.

Вместе с тем, по состоянию на сегодня Украина не реализовала право на отступление от своих обязательств и не информировала Генерального секретаря Совета Европы о принятых мерах и о причинах их принятия, в частности, отступления государства от обязательств на время чрезвычайной ситуации в порядке, определенном действующими международными нормативными актами (ст. 15 Конвенции).

Исходя из указанного усматривается, что ряд прав и свобод, с нарушением регламентированных действующим законодательством процедур, существенно ограничиваются под эгидой нераспространения COVID-19.

В результате, несмотря на эффективность (по опыту других стран) и целесообразность мер для борьбы с COVID-19, ряд нормативно-правовых актов, принятых в экстренном режиме, характеризуется несогласованностью с другими актами законодательства и указывает на их неправомерность. Данную ситуацию, к сожалению, в одну минуту или один день невозможно изменить без внесения соответствующих изменений в законодательство или принятия соответствующих решений на законодательном уровне. Поэтому, в таких условиях, каждый будет выполнять свою работу/обязанности. Возможно, как и во все времена, будут те, кто будет злоупотреблять правами. Вместе с этим, граждане будут пытаться выполнять нормы и правила, полиция – патрулировать, контролировать и выявлять нарушения, составлять протоколы, а суды будут их рассматривать. То есть, со всем этим нам придется столкнуться и работать в ближайшее время. Однако это не означает, что нарушение норм права, процедуры не нужно фиксировать, не означает, что не нужно реагировать на нарушения ваших прав и доводить до сведения лиц, осуществляющих такие нарушения, вашу позицию и защищать свои права и интересы.

Поэтому, напоминаю, что каждый из нас сейчас ответственен не только за себя, но и тех, кто рядом, за меры, направленные на защиту общества от распространения COVID-19, а потому все же стоит относиться с пониманием и уважением к окружающим, и, реализуя права, не переходить на эмоции, поскольку конфликты только осложняют процесс переговоров, приводят к увеличению затрат времени, а потому стоит должным образом все проверять и описывать, ведь именно это поможет обезопасить вас от посягательств на права и их дальнейшей защиты, эмоционального истощения и потери времени.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ГРАЖДАН. СОВЕТЫ ПО КОММУНИКАЦИИ

Прежде всего, в случае остановки полицейским не стоит паниковать, настраивать себя критически. Не забывайте, что встреча с представителем Национальной полиции может быть обычным элементом выполнения своих обязанностей представителем правоохранительного органа, проверкой или контролем над соблюдением принятых правительством норм и правил. Не стоит бежать или сопротивляться законным требованиям полицейского, ведь это может быть расценено как проявление злостного неповиновения (ст. 185 КУоАП), а в более критических случаях может указывать на сопротивление работнику правоохранительного органа и содержать элементы уголовного преступления (ст. 342 УК Украины). Аналогично, не стоит угрожать работнику полиции или применять насилие.

В идеале, лучшая коммуникация с представителем правоохранительного органа, полицией является диалог, где каждый, реализуя свои права, неуклонно придерживается своих обязанностей.

Основой для полицейского является обязанность неуклонно соблюдать положения Конституции Украины, законов Украины и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, и Присяги полицейского, уважать и не нарушать прав и свобод человека (ст. 19 Конституции Украины, ст. 18 Закона Украины "О Национальной полиции").

Обращаясь к лицу, полицейский обязан назвать свою фамилию, должность, специальное звание и предъявить по требованию лица служебное удостоверение, предоставив возможность ознакомиться с изложенной в нем информацией, не выпуская его из рук (ст. 18 Закона Украины "О Национальной полиции"). Кстати, если хотите, вы можете сфотографировать такое удостоверение.

Стоит осознавать, что остановка служит следствием применения полицейским мер реагирования на правонарушение или принятия превентивных мер: проверка документов лица; опрос лица; поверхностная проверка и осмотр; остановка транспортного средства; требование оставить место и ограничение доступа к определенной территории и др. (ст. 30, 31 Закона Украины "О Национальной полиции"). Поэтому полицейский также обязан сообщить причину остановки и цели, поставить в известность лицо о нормативно-правовые актах, на основании которых применяются такие меры.

В частности, полицейский имеет право требовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих личность, и/или документов, подтверждающих соответствующее право лица, особенно если существует достаточно оснований полагать, что лицо совершило или намеревается совершить правонарушение (например, в случае установления пребывания лица в общественном месте без применения средств индивидуальной защиты или пребывания в общественном месте, которое посещать запрещено).

В целях установления в действиях лица признаков правонарушения, полицейский поставит уточняющие вопросы и, в случае установления факта совершения правонарушения, полицейский может составить протокол и обязан разъяснить права и обязанности. Основной обязанностью остановленного лица является выполнение исключительно законных требований полицейского (ст. 62 Закона Украины "О Национальной полиции").

Относительно прав. Стоит прежде всего помнить, что каждый имеет право на профессиональную юридическую помощь (ст. 59 Конституции Украины) по первому требованию. Лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 63 Конституции Украины). Во-вторых, права и обязанности сторон являются взаимокорреспондированными. То есть лицо имеет право требовать от работника полиции выполнения им его обязанностей, и наоборот.

Так, по требованию полицейского, необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность. Аргументировать причины, например, пребывание без маски или пребывание в общественном месте, ведь стоит помнить, что каждый факт пребывания в общественном месте влечет за собой нарушение норм и правил, а затем и наложение штрафа.

Поэтому, при общении с полицейским, в случае его решения необходимости составления административного протокола, повторно объявить ваши аргументы, предоставить доказательства вашей невиновности при наличии таковых, заявлять ходатайства, например по привлечению свидетелей. Если вы понимаете, что в сложившейся ситуации объективно отсутствует состав административного правонарушения или ваши права грубо нарушаются, просить привлечь 2-х свидетелей), а также зафиксировать свои замечания в протоколе, по возможности провести фото или видеофиксацию. Стоит заметить, что нарушения, допущенные работниками полиции во время составления административного протокола и сведения (отрицание), зафиксированные нарушителем в таком документе, служат основанием для прекращения производства по делу. То есть в дальнейшем, при рассмотрении протокола в суде, это поможет лицу должным образом защитить свои права.

Стоит также заметить, что в случае отсутствия у лица документа, удостоверяющего личность, и невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте совершения правонарушения, работник полиции может осуществить административное задержание не более чем на 3 часа, о чем обязан немедленно сообщить родственникам такого лица. Поэтому, рекомендуем все же не забывать документ, удостоверяющий личность, дома и держать его при себе.

Также, в случае составления админпротокола, рекомендуем сразу обращаться к специалисту в области права с целью определения правовой позиции по делу об административном правонарушении, анализа перспектив такого дела в суде и определения дальнейшего алгоритма действий.

По задержанию лица по подозрению в совершении уголовного преступления, следует помнить следующее. Прежде всего, это уже обозначенные правила коммуникации с полицейскими и положения ст. 59, 63 Конституции Украины. Во-вторых, уполномоченное должностное лицо имеет право без решения следственного судьи, суда задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, только в случаях, предусмотренных ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Украины, в частности, если это лицо застигнуто при совершении преступления или покушения на его совершение, или после совершения преступления, о чем обязательно составляется протокол. Одновременно с задержанием лица по подозрению в совершении преступления проводится личный обыск лица, сведения о результатах и ходе которого вносятся в протокол задержания.

В таком протоколе обязательно указываются: место, дата и точное время (час и минуты) задержания; основания задержания; результаты личного обыска; ходатайства, заявления или жалобы задержанного, если такие поступали; полный перечень процессуальных прав и обязанностей задержанного, а также другие сведения. Протокол о задержании подписывается лицом, его составившим, и задержанным. Копия протокола немедленно под роспись вручается задержанному и направляется прокурору.

В случае задержания лица по подозрению в совершении преступления, рекомендуем внимательно ознакомиться с правами и обязанностями, определенными в протоколе задержания, и требовать разъяснить такие положения законодательства (при необходимости), пользоваться положениями ст. 63 Конституции Украины и требовать адвоката (ст. 59 Конституции Украины).

1045

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней