uk ru
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Новшества налогового законодательства касательно нерезидентов

Недавно Государственная фискальная служба Украины своим письмом разъяснила некоторые новшества Налогового кодекса. Правовой Альянс, в свою очередь, разъясняет это письмо.

1. Необходимость регистрации нерезидента плательщиком налога на прибыль в Украине, постоянное представительство которого уже поставлено на учет плательщиком такого налога

Нерезиденты, которые осуществляют деятельность на территории Украины через свои постоянные представительства обязаны также стать на учет в налоговых органах до 31.03.2021. Это прямо предусмотрено пунктом 64.5 статьи 65 Налогового кодекса Украины.

Пребывание постоянного представительства нерезидента на учете в налоговых органах не влияет на обязанность нерезидента стать на учет.

После постановки нерезидента на учет как плательщика налога на прибыль, его постоянное представительство снимается с учета как плательщик налога, но остается пребывать на учете в налоговых органах.

2. Последствия отказа нерезидента стать на учет в налоговых органах

Налоговым кодексом Украины предусмотрено, что проверки выполнения нерезидентом обязанностей по постановке на учет могут проводиться начиная с 01.07.2021 г.

По результатам такой проверки контролирующий орган:

  • берет на учет нерезидента, если по результатам проверки подтверждена хозяйственная деятельность через постоянное представительство в Украине;
  • принимает меры по снятию с учета постоянного представительства, если установит, что деятельность нерезидента на территории Украины была прекращена и постоянным представительством выполнены свои обязанности как плательщика налогов.

Невыполнение обязанности по постановке на учет может быть основанием для наложения ареста на активы нерезидента (пункт 94.2.5 статьи 94 Налогового кодекса Украины), что значительно осложнит выполнение постоянным представительством своих обязанностей (расчет с контрагентами, выплата заработной платы и других обязательных платежей). Последствия от ареста активов могут спровоцировать новые штрафные санкции от контрагентов и органов власти.

Такой арест снимается после постановки нерезидента на учет в налоговых органах по результатам проверки налоговым органом и вынесением акта.

В таком случае на нерезидента будет возложен штраф в размере 100 000 грн за ведение деятельности без постановки на учет.

3. Необходимые документы для постановки нерезидента на учет

Для постановки нерезидента на учет в налоговых органах необходимо:

  • Заявление (в оригинале).

  • Выписка/извлечение из торгового, банковского или иного реестра, для подтверждения государственной регистрации компании (апостилированная и с нотариально заверенным переводом на украинский язык).

Основываясь на общепринятой практике, мы предполагаем, что выписка/извлечение полученная в период до 6-и месяцев должна быть приемлемой для контролирующих органов. На данный момент официальные комментарии по этому поводу отсутствуют.

  • Документ, подтверждающий присвоение идентификационного (регистрационного, учетного) номера (кода) нерезидента в стране его регистрации (апостилированная и с нотариально заверенным переводом на украинский язык).

Подается исключительно в случаях, когда в выписке/извлечении отсутствует соответствующая информация.

  • Документ, подтверждающий полномочия представителя нерезидента, например доверенность (апостилированная и с нотариально заверенным переводом на украинский язык).

Необходимо прямо указать полномочия представителя на постановку нерезидента на учет в налоговых органах, а также на совершение сопутствующих действий.

  • Документ, подтверждающий аккредитацию/регистрацию/легализацию представительства на территории Украины, например свидетельство о регистрации представительства в Министерстве экономики Украины.


Что стоит за этим – логика происходящего

С 1 января 2017 г. Украина присоединилась к международной программе расширенного сотрудничества по вопросам имплементации Плана действий BEPS, который является предпосылкой для либерализации валютного регулирования, и именно он отвечает обязательствам Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Таким образом, Украина выполняет все обязательства по имплементации законодательства ЕС, и одной из дополнительных мер, способствующих, по мнению украинского законодателя, интеграции Украины в ЕС является принятие Закона №1117.

По нашему мнению, такая позиция законодателя в вопросе ограничения автономии нерезидентов, функционирующих в Украине через постоянные представительства, связана со стремлением налоговых органов иметь более широкую информацию по деятельности нерезидентов на территории Украины.

Выводы

В долгосрочной перспективе новые правила призваны изменить что-либо только для представительств, которые зарабатывают в Украине деньги для своих материнских компаний. Для тех же представительств, которые финансируются за счёт хед-офисов, эти правила должны стать формальностью, хоть и обязательной.

Наверняка в ближайшее время нас ждут дополнительные разъяснения на этот счёт. Сейчас мы рекомендуем собрать пакет документов из п. 3 выше, чтобы к 31 марта быть готовыми подать их.

По вопросам, связанным с налоговым учетом представительств, пожалуйста, обращайтесь к Виталию Савчуку, советнику и адвокату Юридической фирмы «Правовой Альянс»: +380 95 285 24 62, savchuk@l-a.com.ua.

1623

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней