uk ru
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Будет ли руководство НАБУ и ГБР под влиянием народных депутатов?

22.02.2021 было зарегистрировано под № 5133 проект Закона о внесении изменений в статьи 85 и 106 Конституции Украины (относительно порядка назначения на должности и освобождения с должностей директора Национального антикоррупционного бюро Украины и директора Государственного бюро расследований) по представлению 237 народных депутатов Украины (то есть, более чем ⅓ от конституционного состава), которым предусмотрено наделение Президента Украины полномочиями по назначению и увольнению директоров этих органов исключительно с согласия Верховной Рады Украины.


Марина Мкртычева, адвокат, юрист ЮФ “Правовой Альянс”

Поэтому, если Конституционный Суд Украины приходит к выводу, что принятие законопроекта соответствует требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины, то вопрос одобрения его большинством народных избранников почти не вызывает сомнений (⅓, то есть как минимум 223 голоса), а вот принятие законопроекта (⅔, то есть минимум 300 голосов) народных депутатов остается открытым, хотя установление контроля над антикоррупционными органами и выгодно для них после отмены депутатской неприкосновенности.

Ранее, как директор НАБУ, так и ГБР, назначались на должность Президентом Украины по представлению Конкурсной комиссии (сформированной по 3 человека от Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины) по результатам открытого конкурсного отбора, который был относительно прозрачным. Если речь идет о конкурсе в НАБУ, по сути, Конкурсная комиссия только осуществляла отбор кандидатов, по результатам которого могла рекомендовать главе государства выбрать одного представителя из двух или трех кандидатов, которые подавались на рассмотрение Президенту Украины, в отличие от конкурса в ГБР, где Конкурсная комиссия путем открытого голосования выбирала только одного кандидата.

В случае же принятия изменений в Конституцию Украины, руководство основных антикоррупционных органов государства как НАБУ, так и ГБР будет под влиянием народных депутатов ВРУ. По крайней мере для этого были созданы предпосылки.

Так, по обращению 50 народных депутатов были признаны неконституционными отдельные положения Закона Украины "О Национальном антикоррупционном бюро Украины", в частности, относительно полномочий Президента Украины назначать на должность и освобождать от должности директора НАБУ, ведь такие полномочия гаранта государства, по мнению депутатов, создавали опосредованное подчинение НАБУ Президенту Украины и угрозу независимости правоохранительного органа, с чем в определенной степени согласился Конституционный Суд Украины (за исключением нескольких судей).

Теперь же нужно якобы вернуть полномочия по назначению директора НАБУ на должность (потому что возникает вопрос, какой именно субъект будет назначать директора НАБУ), но на "собственных" условиях.

Поэтому, ситуация, которая сложилась сейчас, больше напоминает распределение влияния на правоохранительные органы между Верховной Радой Украины и Президентом Украины, где за последним остается формальная функция по назначению и увольнению с должности директора антикоррупционного правоохранительного органа.

Вместе с тем, основания и порядок назначения и увольнения директоров НАБУ и ГБР регламентированы соответствующими положениями нормативно-правовых актов Закона Украины "О Национальном антикоррупционном бюро Украины" и Закона Украины "О Государственном бюро расследований" соответственно, где увольнение возможно только на основаниях, определенных такими законодательными актами.

Поэтому, стоит отметить, что Президент Украины сейчас не наделен полномочиями по увольнению директоров таких правоохранительных органов по собственной инициативе, а предложенные конституционные изменения, с правовой точки зрения, не создают новых оснований для освобождения от должности директоров НАБУ и ГБР, при этом, сужают полномочия гаранта и наделяют его чисто формальными функциями по увольнению таких должностных лиц только в случае предоставления согласия Верховной Радой Украины.

1412

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней