ru uk en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Публичные закупки лекарственных средств и медицинских изделий: возвращаемся к старому или продолжаем реформу

Дмитрий Алешко, партнер ЮК «Правовой Альянс»

Александр Бондарь, старший юрист ЮК «Правовой Альянс»

Apteka.UA

С 01 марта 2018 года начинается отсчет последнего года осуществления закупок лекарственных средств и медицинских изделий с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки. Да, именно 31 марта 2019 года определено законодательством как крайняя дата таких закупок. Поскольку международным специализированным организациям ориентировочно нужен год, чтобы полностью выполнить свои обязательства и завершить все процедурные вопросы, они должны начать подготовку для передачи таких закупок уже сейчас. Однако готова ли страна к такой передаче? Невольно вспоминается классическое выражение - скорее нет, чем да.

Конечно, на этапе внедрения временного механизма закупок через специализированные международные организации в 2015 году ожидалось, что уже к 2019 году будет завершено реформирование национальной системы закупок в медицинской сфере и создана национальная централизованная закупочная организация, которая сможет осуществлять такие закупки на высоком профессиональном уровне с учетом успешного международного опыта и лучших наработок международных специализированных организаций.

Однако реформа закупок в медицинской сфере - это сложный процесс, который требует комплексного и взвешенного подхода. Ведь вопрос объективно лежит не только в плоскости непосредственно закупок, но и в подходах при формировании номенклатуры, учета закупленных лекарств и медицинских изделий, механизма мониторинга остатков и тому подобное. Все это, конечно, требует времени и кропотливого труда. А если принять во внимание еще тот факт, что далеко не все как на политическом уровне, так и в бизнес-среде являются сторонниками таких изменений, и, соответственно, их внедрение сталкивается с определенным сопротивлением, то совсем неудивительно, что работа по реформированию закупок лекарственных средств и медицинских изделий еще не завершена, а централизованная закупочная организация еще не создана и не протестирована должным образом.

Создание централизованной закупочной организации, настройка ее эффективной работы на должном уровне предполагает не только отработку ее организационной структуры, привлечение и подготовку высокопрофессиональных специалистов, настройку внутренних механизмов и практик и т.д., но и обеспечение основы для ее эффективной деятельности на законодательном уровне: принятие соответствующего закона и подзаконных нормативно-правовых актов. В частности, как показывает международный опыт, большое значение для обеспечения эффективной деятельности такой организации имеет внедрение долгосрочных договоров и возможность осуществления ею закупки путем проведения переговорной процедуры. Это нужно решать на законодательном уровне.

Существует целый ряд других вопросов, которые необходимо будет четко определить и отработать, в первую очередь, в рамках рабочей группы по вопросам реформирования системы публичных закупок лекарственных средств и медицинских изделий и вынести на обсуждение на высшем уровне в Министерстве.

Сейчас сделаны значительные, но только первые шаги в этом направлении. 23 августа 2017 года Кабинет Министров Украины распоряжением № 582-Р одобрил Концепцию реформирования механизмов публичных закупок лекарственных средств и медицинских изделий, которая предусматривает создание централизованной закупочной организации. Этим же распоряжением Кабинет Министров Украины обязал Министерство здравоохранения создать юридическое лицо, которое будет принадлежать к сфере управления Министерства, ответственной за выполнение функций централизованной закупочной организации в рамках реализации Концепции. Также Министерству было поручено разработать и подать Кабинету Министров Украины на утверждение план мероприятий по реализации Концепции.

Поэтому, практически было начато движение в этом направлении, но вся работа еще впереди. Как уже отмечалось выше, формирование механизма закупок лекарственных средств и медицинских изделий через централизованную закупочную организацию является трудоемким процессом. Спешить надо взвешенно, отрабатывая все детали. Ведь необоснованная спешка может нивелировать все лучшие замыслы и превратить централизованную закупочную организацию в некий «филиал» тендерного комитета Министерства здравоохранения.

При таких условиях передача закупок от международных специализированных организаций, на наш взгляд, представляется преждевременной и может привести к восстановлению тех механизмов закупок, которые существовали ранее со всеми вытекающими последствиями и коррупционными рисками.

Продолжение закупок с привлечением международных специализированных организаций еще на какой-то период могло бы позволить бесперебойно обеспечить пациентов необходимыми качественными препаратами, с одной стороны, и предоставить необходимое время для создания качественной закупочной организации, с другой. Однако, в этом случае необходимо будет предварительно решить некоторые сложности или проблемные вопросы, которые были выявлены в ходе практики осуществления международных закупок. Самым болезненным из которых является, пожалуй, обеспечения сокращения сроков поставки лекарственных средств и медицинских изделий. Государству и международным специализированным организациям необходимо будет найти решения, которые бы позволили осуществлять поставку таких товаров в значительно более короткие сроки, чтобы пациенты могли быть вовремя обеспечены необходимыми лекарствами и медицинскими изделиями.

Поэтому в ближайшее время соответствующим государственным органам необходимо будет принять сложные и важные решения.

Будем надеяться на лучшее.

Связаться с авторами:

Дмитрий Алешко aleshko@l-a.com.ua,

Александр Бондарь, bondar@l-a.com.ua

212

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней