ru uk en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Обзор ежегодного отчета АМКУ в разрезе фарминдустрии

Андрей Горбатенко, ассоциированный партнер ЮК “Правовой Альянс”

Юридическая Газета

Антимонопольным комитетом Украины был предоставлен отчет за 2016 год. Первое, что бросается в глаза - это форма отчета. Это первый отчет АМКУ, да и вообще первый отчет государственного органа (по крайней мере из, тех которые попадались нам) представленный в наглядной иллюстративной форме.

Отчет весьма интересен для изучения, поскольку содержит большое количество познавательной информации о рынках Украины и факторах, которые влияют на конкуренцию на них. Поскольку полный анализ отчета превратил бы данное издание, как минимум, в брошюру, для чего пришлось бы вырубить 2 гектара леса, сконцентрируемся лишь на аспектах Отчета, посвященных анализу рынков фармацевтики.

В отчете АМКУ указал ключевые проблемы, которые негативно влияли на конкуренцию на фармацевтическом рынке в 2016 году. Ряд этих проблем носят тенденциозный характер, в связи с чем, могут считаться также проблемами, решением которых будет заниматься АМКУ в 2017 году.

В частности, по мнению АМКУ высокие материально-технические требования к складским помещениям, установленные лицензионными условиями, привели к концентрации рыночной власти в руках самых больших операторов рынка. Чтобы смягчить негативное влияние данного фактора на конкуренцию, АМКУ предложил разработчикам новых лицензионных условий оптовой торговли лекарственными средствами предусмотреть переходной период, который позволит субъектам хозяйствования адаптироваться к новым требованиям. Данное предложение АМКУ было учтено разработчиками. В подобного рода вопросах, как правило, не просто найти “золотую середину”, поскольку высокие материально-технические требования продиктованы суровой необходимостью обеспечить надлежащий контроль за качеством и безопасностью (производства, потребителя, экологии и т.д.). Тем более, что в случае изменения лицензионных условий оптовой торговли лекарственных средств шла речь о внедрении всемирно признанных стандартов надлежащей практики дистрибуции (GDP).

Еще одной проблемой фармацевтического рынка, на которую обращает внимание АМКУ в своем отчете, является завышение цен на лекарственные средства в связи с проведением их дооценки в порядке, предусмотренном Порядком проведения дооценки остатков товарно-материальных ценностей, утвержденного приказом Министерства экономики Украины и Министерства финансов Украины от 31.05.1993 г. №37-20/248/07-104. Чтобы устранить данную проблему АМКУ предлагает отменить указанный выше Порядок. В этом отношении хотелось бы отметить, что есть серьезные сомнения, что отмена данного Порядка сможет решить проблему. В данном случае речь идет о том, что дистрибьюторы, как правило, проводят переоценку остатков лекарственных средств, поставляемых иностранными поставщиками в связи с падением курса гривны. Не думаем, что рынок оставляет выбор дистрибьюторам в этом вопросе. Отказ от проведения переоценки гривневой стоимости лекарственных средств, которые были приобретены за иностранную валюту, с учетом создания дистрибьюторами трехмесячных и более товарных запасов, а также галопирующей инфляции, будет приводить к возникновению убытков у дистрибьюторов.

Другой угрожающей конкуренции тенденцией, которая была отмечена АМКУ в отчете, является склонность аптечного сегмента к консолидации. АМКУ пришел к выводу, что уже сейчас в этом сегменте рынка появляются игроки (аптечные сети), которым присущи признаки монопольного (доминирующего) положения на региональных рынках. Напомним, что в ходе исследования региональных рынков лекарственных средств, отчет о котором был опубликован АМКУ в 2016 году, были установлены структурные признаки монопольного (доминирующего) положения на исследуемых региональных рынках 183 субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами в формате аптечной сети. Также наметилась тенденция поглощения сильными игроками более слабых конкурентов. При этом, аптечный сегмент является практически единственным каналом сбыта лекарственных средств конечным потребителям. Таким образом, крупные аптечные сети могут влиять на предложение на рынке и, как следствие, могут ограничивать выбор потребителей теми лекарственными средствами, доходность от реализации которых наиболее высокая

Кроме того одной из общих проблем, которые негативно влияют на конкуренцию на фармацевтическом рынке, является отсутствие эффективных механизмов саморегуляции. В своем Отчете АМКУ отмечает, что в 2016 году было начато сотрудничество с общественными организациями относительно работы над разработкой правил профессиональной этики, предусмотренных проектом Кодекса этической деятельности аптечных учреждений. Данный Кодекс может стать эффективным инструментом саморегуляции рынка услуг по организации розничной торговли лекарственными средствами. Следует отметить, что эффективность таких инструментов во многом зависит от готовности сильных игроков рынка выступить драйверами этого процесса, взяв на себя дополнительные обязательства и ограничения, которые могут идти вразрез с их бизнес-интересами в краткосрочной перспективе, но быть залогом стабильного цивилизованного роста. Время покажет, готов ли бизнес на такие шаги.

Далее АМКУ в Отчете уделяет внимание ряду вопросов, которые связаны с государственными закупками лекарственных средств, а именно:

  • несовершенство правового регулирования государственных закупок расходных материалов для гемодиализа;
  • несвоевременное декларирование оптово-отпускных цен на лекарственные средства, что приводит к невозможности участия субъектов хозяйствования в процедурах государственных закупок;
  • формулирование предмета закупки путем указания конкретной дозировки лекарственного средства.

Безусловно, Отчет не мог обойти вниманием громкие решения, которые были вынесены АМКУ в делах относительно контрактов дистрибуции двух международных фармацевтических компаний.

В этой части Отчет интересен тем, что указывает на условия в контрактах, которые привели к квалификации действий производителей и дистрибьюторов как антиконкурентных согласованных действий. В частности, к таким условия относятся ограничения относительно территориальной продажи (запрет на вывоз лекарственных средств за пределы Украины), предпосылки для ограничения параллельного импорта (обязательства препятствовать третьим лицам в вывозе товара за пределы Украины); обязательства по предоставлению отчетов и внедрению условий оплаты, обеспечивающих контроль фармацевтической компании за товарными потоками на рынках лекарственных средств Украины.

Такие условия, по мнению АМКУ, свидетельствуют о распределении товарного рынка и об ограничении конкуренции. Кроме того АМКУ пришел к выводу, что установленная в договорах дистрибуции система скидок приводила к двойному ценообразованию, что не способствовало развитию конкуренции и не снижало конечную цену для потребителя.

В отношении скидок стоит также напомнить, что в результате рассмотрения дел АМКУ пришел к выводам, что скидки, которые получают дистрибьюторы, не способствуют снижению цен для покупателей и конечных потребителей лекарственных средств. Напротив, в случаях, когда даже поставщики предоставляют украинским дистрибьюторам дополнительные скидки на лекарственные средства, которые были реализованы через процедуру государственных закупок, с молчаливого согласия поставщиков, дистрибьюторы реализуют лекарственные средства посредством процедуры государственных закупок по ценам, выше цен реализации этих препаратов в аптечную сеть. АМКУ было установлено, что существование указанных обычаев делового оборота, в частности, по установлению непрозрачных условий оплаты, приводит к сдерживанию параллельного импорта лекарственных средств в Украину и скрытого увеличения доходности отдельных участников рынков дистрибуции, предоставляет им дополнительные необоснованные конкурентные преимущества, а также возможность манипулирования ценами в условиях государственного регулирования, что также предоставляет необоснованные конкурентные преимущества. Кроме того, АМКУ обнаружил, что использование компанией и дистрибьюторами скидок может служить механизмом распределения рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, по кругу покупателей или потребителей.

С некоторыми выводами АМКУ в этой части нам сложно согласиться. Точка в этом вопросе будет поставлена судом.

С уверенностью можно сделать вывод, что АМКУ в 2016 году была проделана грандиозная работа, которая вывела деятельность данного государственного органа и ее результаты на качественно новый уровень, однако не все принятые решения, в частности, решения по договорам дистрибуции лекарственных средств, внесли ясность в представление о границах между разрешенным поведением участников рынка и нарушениями. Данное обстоятельство, а также тенденциозный характер большинства проблем в сфере конкуренции на фармацевтическом рынке, оставляют широкое поле для деятельности юристов, которые практикуют в данной сфере.

1291

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней