ru uk en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

​Новый Национальный перечень лекарств: изменение правил ради пациента

Дмитрий Алешко, партнер ЮК "Правовой Альянс"

Украинская Правда

Эта осень принесет большие и ощутимые изменения для украинского здравоохранения.

С 1 сентября т.г. заведения и учреждения здравоохранения, финансируемые из государственного и местных бюджетов, начнут государственные закупки препаратов, включенных в новый Национальный перечень основных лекарственных средств.

Для граждан это означает, что доказано эффективные, качественные и безопасные базовые (то есть ключевые) лекарства от всех заболеваний, которые согласно международной методологии были признаны приоритетными для Украины, - с начала 2018 должны предоставляться в стационарах бесплатно.

Это означает сокращение расходов "из кармана" и увеличение продолжительности и качества жизни людей как результат.


Для государства это означает контролируемое и эффективное использование ресурсов. Это гарантия помощи большему количеству граждан и расход бюджетных средств, условно говоря, не на витамины, а на действительно необходимые в первую очередь лекарственные средства.

Для фармацевтических производителей это означает возможность прогнозировать объем потребления лекарств и установить прозрачные отношения с государством.

Это означает перспективы выхода на рынок Украины новых компаний и усиление конкуренции.


Напомню, что формирование Национального перечня является неотъемлемой частью национальных приоритетов для борьбы с главными вызовами общественному здоровью и болезнями, несущими наибольшую угрозу стране.

Как и любая масштабная реформа, на первых этапах своего введения новый Национальный перечень вызывает много вопросов.

Часто они трансформируются в тревогу и страх. Это нормально, ведь речь идет о лекарствах, от которых часто зависит жизнь. Однако нельзя позволить страху помешать реформе, необходимость которой назревала годами.

В стране, где 69% граждан занимаются самолечением, где 43% госпитализированных вынуждены занимать или продавать имущество, чтобы покрыть расходы на лечение, мы просто не имеем на это права.

Как член команды, которая работала над новым Национальным перечнем и гармонизацией нормативной базы для его внедрения, я попробую ответить на наиболее распространенные вопросы.

Почему в Национальном перечне так мало лекарств? Кто и по какому принципу их в него включал?

Экспертный комитет по отбору и использованию основных лекарственных средств, являющийся совещательным органом Минздрава Украины, сформировал новый Национальный перечень, основываясь на модельном перечне ВОЗ и доказательствах эффективности, безопасности и экономической целесообразности лекарственных средств.

Перед этим комитет, опираясь на международную методологию, определил перечень приоритетных для Украины заболеваний и патологических состояний - то есть таких, которые несут наибольшую угрозу общественному здоровью и наибольший груз для государства.

В 2018 году Экспертным комитетом будет завершена работа над второй редакцией Национального перечня, который станет основой для закупок больницами в 2019 году.

Предупреждая дальнейшие вопросы, замечу, что данный комитет был создан на конкурсной основе, все его члены задекларировали отсутствие конфликта интересов.

Национальный перечень - это окончательный документ, или в него будут еще вноситься изменения?

Национальный перечень пересматривается ежегодно.

Для внесения в него того или иного лекарственного средства производитель или его уполномоченное лицо могут подавать в Экспертный комитет заявления установленного образца.

После их подробного рассмотрения комитет рекомендует Минздраву включать или не включать это средство в Национальный перечень.

Если лекарственное средство отсутствует в Национальном перечне, но зарегистрировано в Украине, значит ли это, что за государственный счет его закупать нельзя?

Нет, это не так.

После того как учреждения здравоохранения обеспечат пациентов на 100% лекарствами из Национального перечня (потребность в таких лекарствах стационары рассчитывают самостоятельно, по методологии, утвержденной приказом Минздрава Украины №782), они могут закупать любые другие необходимые препараты, зарегистрированные в Украине.

Что будет с обеспечением такими лекарственными средствами, как инсулины, препараты для лечения орфанных заболеваний, лекарствами, которые выписывались по льготным рецептам на амбулаторном уровне?

Требование о закупке лекарств из Национального перечня не распространяется на централизованные закупки препаратов (в том числе для лечения орфанных заболеваний), которые сейчас осуществляются посредством специализированных международных организаций.

Также до 1 января 2019 года Национальный перечень не распространяется на действие пилотного проекта по возмещению стоимости препаратов инсулина.

С 1 июля 2017 года только лекарства, включенные в Национальный перечень, могут выписываться по льготным рецептам на амбулаторном уровне в соответствии с Постановлением 1303.

Ситуация с обеспечением лекарствами пациентов с редкими заболеваниями за счет местных бюджетов требует отдельных решений на национальном уровне.

Одним из решений может быть принятие отдельного постановления Кабмина по обеспечению лекарствами этой категории пациентов. Как известно, Минздрав активно работает над решением этого вопроса.

Базовый (модельный) перечень ВОЗ был введен в 1977 году.

Он стал основой для создания Национального перечня основных лекарственных средств в 156 из 196 стран мира.

Сейчас Украина находится только в начале пути. Этот переход, безусловно, будет сложным, но он является абсолютно необходимым для построения эффективной, справедливой и прозрачной системы здравоохранения в нашей стране.

И когда эта система полностью заработает, каждый человек, который окажется на стационарном лечении, гарантированно будет обеспечен на 100% основными лекарствами, которые есть в Национальном перечне.

1156

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней