ru uk
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Законопроект о военных преступлениях: о главных нововведениях и роль для государства

АПУ, 29 вересня 2020 року


17 сентября Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект №2689 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно имплементации норм международного уголовного и гуманитарного права». Документ вносит ряд революционных изменений в Уголовный кодекс Украины – об основных новациях и роль проекта закона для нашего государства рассказал Илья Костин, партнер ЮК «Правовой Альянс».

О главных нововведениях

Новация 1. Универсальная юрисдикция в отношении преступлений агрессии, геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений.

Что это значит? Украина может привлечь к ответственности за указанные преступления любое лицо, их осуществившее, независимо от места совершения преступления (на территории Украины или любой другой страны), независимо от гражданства подозреваемого и потерпевшего, независимо от того, были ли нанесен ущерб национальным интересам государства. Этот принцип широко используется в международном праве. Так, применяя универсальную юрисдикцию, государство, в первую очередь руководствуется высокой степенью опасности последствий преступления для человечества в целом.

Кейс. Интересным примером применения принципа является дело Адольфа Эйхмана. Эйхман был старшим должностным лицом нацистской Германии, который отвечал за организацию арестов, депортаций, интернирования и уничтожения евреев во время Второй мировой войны. Израильские тайные агенты похитили его из Аргентины 11 мая 1960 года. В дальнейшем его доставили в Израиль, где он был приговорен к смертной казни. Именно решением в этом деле Верховный суд Израиля постановил, что привлечение виновных лиц за военные преступления, преступления против человечности и геноцид имеет универсальный характер. А государство, осуществляющее универсальную юрисдикцию, выступает в качестве «агента мирового сообщества» и действует с целью поддержания мира и всеобщей безопасности. Аргентина обратилась с жалобой в Совет Безопасности ООН, утверждая о нарушении ее суверенитета и международного права. Совет Безопасности принял резолюцию 138 (1960) от 24 июня 1960 года, в которой объявил, что такие действия могут привести к международной напряженности, а в случае их повторения могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.

Но? При этом все же остается открытым вопрос урегулирования международных отношений с другими государствами, граждан которых Украина сможет осудить по указанному принципу, отношений с Международным уголовным судом, постоянными и временными судами.

В то же время проект закона предусматривает отсрочку вступления в силу указанных изменений в статью 8 Уголовного кодекса Украины, пока не будут разработаны и внесены изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины и других связанных законы Украины относительно особенностей осуществления уголовного производства по принципу универсальной юрисдикции.

Новация 2. Командная ответственность. Законопроект предусматривает уголовную ответственность военных командиров, других лиц, фактически действующих как военные командиры, и других начальников.

Что это значит? В соответствии с нормами международного гуманитарного права командиры обязаны обеспечить соблюдение своими войсками этого свода правовых норм во время вооруженных конфликтов и боевых действий. В случае невыполнения этой обязанности командир может понести ответственность. Просто «невыполнение служебного долга», то есть обязанности, выполнение которого ожидается от имени этого звания, рассматривается в рамках дисциплинарной ответственности. Однако, согласно законопроекту, если командир не предотвращает совершению преступлений против мира и безопасности человечества, предусмотренных в статьях 437 - 438-5, 442 и 442-1 Уголовного кодекса Украины, осуществляемых его подчиненными, не наказывает их за такие нарушения, скорее всего будет иметь место уголовное преследование и наказание будет соответствовать тяжести и характеру преступления, совершенного подчиненными.

Действительно, в силу своего положения, позволяющего осуществлять контроль над личным составом и подчиненными, и в силу своего влияния и ответственности, военный командир или другой начальник обязан принимать меры, направленные на предотвращение нарушений норм международного гуманитарного права, осуществляемых подчиненными. По сути, ответственность командира возникает либо в случае невыполнения им своих обязанностей, или недосмотра. Однако это не будет означать, что лицо, совершившее преступление, не может быть ответственно за совершенное противоправное деяние.

Кейс. Вопрос о том, можно ли считать, что командир несет уголовную ответственность за преступления против человечества, совершенные его подчиненными, было центральным в деле Ямашито, которая пересматривалось Верховным судом США в 1946 году. Генерал Томосюки Ямашито, командующий японскими силами на Филиппинах в 1944-1945 гг., обвинялся в невыполнении своих обязанностей по контролю за действиями лиц, находящихся под его командованием и которые нарушали право войны. В решении, вынесенном большинством голосов и обнародованном председательствующим судьей Стоуном, был изображен принцип, согласно которому законы войны накладывают на армейского командира обязанность принимать в рамках его полномочий по осуществлению контроля над войсками, находящимися под его командованием, такие меры, не позволяющие его подчиненным осуществлять нарушение права войны. По мнению суда, отсутствие такой обязанности у командиров, по предотвращению нарушений права войны противоречило бы самой цели этого права. Суд постановил: «Совершенно очевидно, что ведение боевых действий войсками, действия которых не ограничиваются приказами или усилиями командира, почти наверняка приведет к нарушениям. Предотвращение этих нарушений и является задачей права войны. Его цель, которая заключается в предоставлении гражданскому населению и военнопленным защиты от жестокости, окажется в значительной степени недостижимой, если командование армии будет безнаказанно пренебрегать принятием необходимых разумных мер. Поэтому право войны предполагает, что его нарушения должны предотвращать благодаря контролю над военными операциями, осуществляемыми командирами, которые в определенной степени несут ответственность за действия своих подчиненных».

Но? Вместе с тем, нужно учитывать украинские реалии применения уголовной ответственности за преступления, предусмотренные разделом 19 УК (уголовные правонарушения против установленного порядка несения военной службы). Сегодня подследственность этих преступлений относится к компетенции Государственного бюро расследований. К сожалению, на практике, имеем полностью обвинительный уклон работы этого правоохранительного органа. К тому же, не учитывается ни особый период, который действует на основании Указа Президента Украины от 17.03.2014 № 303/2014 «О частичной мобилизации», ни реалии боевых действий. Учитывается только диспозиция соответствующей уголовной нормы. В итоге имеем карательный характер применения действующих норм уголовного закона. И поэтому, представить уголовные производства, которые открываются относительно командиров подразделений, с учетом того, что ст. 214 УПК Украины дает «великолепную» возможность карательной системе автоматически включить весь массив следственно-оперативных действий в отношении невиновного легко.

Вывод?

Таким образом, Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», с одной стороны, это имплементация норм международного уголовного и гуманитарного права и фактически создает необходимую законодательную базу для привлечения к ответственности всех лиц, причастных к эскалации конфликта на Востоке Украины по международным стандартам. С другой стороны, это возможность, с учетом реалий работы ГБР, наказывать командиров подразделений даже без наличия вины.

404

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней