ru en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Неправительственные и благотворительные организации в свете антикоррупционного комплаенса

Александр Бондарь, старший юрист ЮК "Правовой Альянс"

Риторика антикоррупционного комплаенса в Украине, похоже, сменила фокус с “популярной темы для газетных заголовков и речей официальных лиц” на “обязательную деятельность” для коммерческих структур.

В Законе Украины “О предотвращении коррупции” от 14 октября 2014 года (далее - Закон) было представлено значительное количество изменений в данной сфере, в том числе, например, необходимость создания Национального агентства по предупреждению коррупции, установление обязательства для некоторых юридических лиц иметь Программу по борьбе с коррупцией и уполномоченного сотрудника (комплаенс офицера) в штате, который будет отвечать за реализацию Программы по борьбе с коррупцией, определение некоторых новых ограничений в отношении подарков государственным чиновникам и т.д.

В частности, статья 61 Закона достаточно интересна с точки зрения установления общих обязательств для юридического лица в отношении предотвращения коррупции. В соответствии с частью 1 этой статьи юридические лица должны обеспечить разработку и организацию необходимых и обоснованных мер по предотвращению коррупции в деятельности юридического лица. Руководители (директора) и основатели (члены компании) юридического лица несут ответственность за оценивание на постоянной основе коррупционных рисков в деятельности своих структур. Они обеспечивают осуществление мер по борьбе с коррупцией в целях выявления и устранения коррупционных рисков. Следует отметить, что в подобных действиях по борьбе с коррупцией также могут быть задействованы независимые эксперты.

Таким образом, Закон закладывает основы для проведения Комплексной антикоррупционной проверки. В то же время, Закон прямо не устанавливает порядок проведения таких проверок, а также не определяет конкретные направления деятельности или контрагентов, которые должны подвергаться такой оценке.

Закон США о коррупции за рубежом (FCPA) наряду с другими соответствующими документами, (Справочное руководство по Закону США о коррупции за рубежом) позволяют пролить свет в данной области.

Со времени принятия в 1977 году, в Закон США о коррупции за рубежом было внесено несколько поправок. В настоящее время этот документ в основном применим к:

  • Компаниям (их директорам, офицерам, сотрудникам, акционерам и агентам), которые имеют определенный класс ценных бумаг, котирующихся на национальной фондовой бирже в США или которые обязаны подавать соответствующие периодические отчеты в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку США (SEC);
  • Физическим лицам, которые являются гражданами или резидентами США, а также корпорациям, товариществам, ассоциациям, акционерным обществам, бизнес-трастам, организациям без образования юридического лица или индивидуальным предпринимателям (и их директорам, должностным лицам, сотрудникам, акционерам и агентам), которые основаны в соответствии с законодательством США или которые имеют свое основное место деятельности в Соединенных Штатах;
  • Другим физическим или юридическим лицам (иностранным гражданам и юридическим лицам), которые ведут свою деятельность на территории США.

Стоит отметить, что три указанных выше группы попадают в категорию "читать между строк", что означает, что в конечном итоге список компаний и частных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности в соответствии с FCPA может быть больше в зависимости от территории проведения определенной деятельности, способа перевода денежных средств, статуса агентов и т.д.

Таким образом, сфера влияния FCPA достаточно обширна и распространяется на различные виды деятельности, в том числе благотворительные пожертвования неправительственным и благотворительным организациям.

Предоставление благотворительных взносов широко распространилось в Украине, особенно среди фармацевтических компаний. Конечно, нет ничего плохого в таких пожертвованиях или грантах, а также и в продвижении бизнеса таким образом, но лишь до тех пор, пока это не превращается в способы передачи взятки или ведения другой коррупционной деятельности. Благотворительность должна быть правильно задокументирована и отвечать внутренним политикам компании. Очевидно, что целевое назначение таких взносов и уставная деятельность соответствующих неправительственных и благотворительных организаций должны совпадать.

Сотрудничество фармацевтических компаний и таких организаций может нести в себе значительные риски от уголовной и материальной ответственности до нанесения урона имиджу и репутации компании в случае, если такая работа ведется без:

  • Идентификации необходимых данных о таких контрагентах, их руководстве и бенефициарах;
  • Отслеживания целевого использования благотворительных фондов;
  • Проверки информации о возможных отношениях контрагента с государственными органами (официальными лицами) и его участие в обвинениях в мошенничестве, взяточничестве и / или коррупции;
  • И т.д.

Справочное руководство по Закону США о коррупции за рубежом выделяет пять ключевых вопросов, которые необходимо рассмотреть до того, как предоставлять благотворительные платежи:

  1. Назначение платежа.
  2. Соответствует ли платеж внутренним инструкциям компании по благотворительности?
  3. Предоставляется ли платеж по требованию официального лица?
  4. Является ли государственный чиновник связанным с благотворительностью, и, если да, то может ли официальное лицо принимать решения, касающиеся вашего бизнеса?
  5. Обусловлен ли платеж получением каких-либо выгод?

В основном, ответы на все эти вопросы необходимы для того, чтобы выяснить, есть ли связь между государственными чиновниками и соответствующей благотворительной организацией, и могут ли пожертвованные средства быть использованы в коррупционных целях.

Следовательно, в целях соблюдения FCPA, компании не должны руководствоваться только честностью и справедливостью, но также они должны гарантировать, что их договаривающиеся стороны придерживаются тех же принципов и стандартов. Таким образом, репутация неправительственных и благотворительных организаций имеет решающее значение для принятия решения о предоставлении таких платежей.

С учётом вышесказанного, предварительная надлежащая проверка является очень важной для предоставления благотворительности. Необходимо принять во внимание, что формальный анализ в данном случае не может считаться достаточным. Помимо анализа запрашиваемых документов контрагента, необходимо проверить соответствующие базы данных, реестры, а также осуществить поиск по средствам массовой информации на предмет наличия любых признаков мошенничества, взяточничества, коррупции и/или другой незаконной деятельности, а также отношений с общественными (государственными) структурами.

В ходе такого поиска по средствам массовой информации компании должны сознательно рассмотреть историю деятельности неправительственных и благотворительных организаций на рынке, что может служить своего рода индикатором их репутации.

Таким образом, как уже было упомянуто, законодательство не содержит каких-либо четких руководящих принципов для комплексной проверки. Однако, основываясь на нашем значительном опыте в этой сфере, возможны следующие этапы такой процедуры:

Этап I. Сбор необходимых документов/информации о потенциальном контрагенте;

Этап II. Правовой анализ документов/информации предоставленных контрагентом;

Этап III. Поиск по средствам массовой информации соответствующей информации о контрагенте, проверка имеющейся информации в открытых реестрах и базах данных;

Этап IV. Подготовка выводов о результатах комплексной проверки.

По завершению проверки уполномоченные представители (Комитет по проверке) принимают решение о возможности дальнейшего сотрудничества с контрагентом (потенциальным контрагентом).

Само по себе создание программ и политики соблюдения антикоррупционного законодательства, включение положений по борьбе с коррупцией в соглашения и проведение соответствующих семинаров по борьбе с коррупцией, может рассматриваться как недостаточный инструмент соблюдения антикоррупционной политики компании.

Принимая во внимание повышенный интерес контролирующих органов к фармацевтической промышленности и сфере коррупционных правонарушений, компании должны выполнить некоторые практические действия, направленные на выявление необходимой информации о контрагенте (потенциальном контрагенте), несмотря на их правовой статус.

Поэтому регулярная проверка контрагентов является жизненно необходимой для деятельности компаний. Комплексная и регулярная проверка контрагентов может служить демонстрацией подлинной приверженности компании к выявлению и предотвращению коррупционных нарушений, намерению строить прозрачные и открытые отношения с контрагентами и т.д., а также может помочь избежать некоторых серьезных рисков и нежелательных последствий в будущем.

1920

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней