uk ru
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Недобросовестная конкуренция – враг деловой репутации

ЮРИСТ&ЗАКОН, №28, от 8 августа 2019 года.

Кристина Сушкевич, юрист ЮК "Правовой Альянс"

Для любого субъекта хозяйствования наряду с качеством товаров и предоставляемых им услуг все большую актуальность приобретает и его деловая репутация. Поскольку деловая репутация связана со спросом, ее можно смело добавить к основным факторам, которые влияют на конечный выбор потребителя в пользу тех или иных товаров и услуг. Однозначно, кроме соответствия процесса производства продукции установленным стандартам или надлежащего качества составляющих продукции, потребитель также ориентируется на другие показатели высокого качества товаров и услуг, одним из которых является деловая репутация, которая указывает на источник их происхождения.

Многообразие «паразитирования»

Деловая репутация приобретается конкретным участником рыночных отношений, в частности, в результате производства качественной продукции, оказание услуг на высоком уровне, реализации маркетинговой кампании, продвижения товаров и услуг, что, в свою очередь, требует от предприятия привлечения значительных финансовых и человеческих ресурсов.

Однако одновременно с правомерной деятельностью предприятия на определенном рынке товаров и услуг может одновременно шагать недобросовестный субъект, который паразитирует на деловой репутации и достижениях конкурента для получения больших преимуществ для себя, в частности, создавая у потребителя ложное впечатление об источнике происхождения товара и его связь с другим производителем, у которого уже сложилась деловая репутация.

На сегодняшний день Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» (далее - Закон о защите от недобросовестной конкуренции) является одним из тех составляющих нормативно-правовой базы, который относит использование деловой репутации другого участника рынка, к неправомерным действиям.

Достаточно распространенными случаями неправомерного использования деловой репутации другого субъекта хозяйствования - это копирование внешнего вида товара конкурента, неправомерное использование обозначений и сравнительная реклама.

В этом контексте целесообразно уделить особое внимание обозначениям субъекта хозяйствования, ведь они являются средством индивидуализации соответствующих игроков на рынке товаров и услуг. Одним из таких обозначений является торговая марка, которая позволяет потребителю отличать товары разных производителей. Такая способность потребителя отличать товары разных производителей является существенной предпосылкой для конкуренции. Торговая марка также выступает в качестве рекламы, позволяя потребителям принимать решение о покупке товаров или получения услуг от конкретных субъектов.

Право на обозначения является исключительным правом, которое дает возможность его владельцу по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам такое использование, при этом отсутствие запрета на использование не означает автоматическое разрешение.

Неправомерное использование обозначений, безусловно, наносит ущерб деловой репутации прежде всего в связи с вероятно более низким качеством товара по сравнению с оригинальным продуктом законного владельца обозначения. Следовательно, неправомерное использование обозначения с большой вероятностью не гарантирует соответствия товара или услуги сложившимся ожиданиям потребителей по существующей репутации производителя.

На рынках с высоким уровнем конкуренции, можно встретить случаи распространения заведомо ложной информации конкурентами в отношении других субъектов хозяйствования с целью дискредитации последних или склонение к бойкоту субъекта хозяйствования. Соответствующая неправомерное поведение таким образом существенно вредит деловой репутации определенного участника рынка и вводит потребителей в заблуждение.

Частым проявлением недобросовестной конкуренции является распространение информации, которая вводит в заблуждение, а также позволяет достичь неправомерных преимуществ в конкуренции. Следует отметить, что распространение информации, вводящей в заблуждение, может наносить ущерб репутации, как конкурентов (если информация касается конкурентов), так и репутации, компании, которая распространяет ложную информацию о своих товаров или услуг.

Поскольку репутационные потери могут весьма ощутимо отразиться на бизнесе, а восстановление репутации может потребовать существенных усилий и ресурсов, стоит держать руку на пульсе и быть на страже своей деловой репутации, а в случае наличия информации даже о потенциальной угрозы репутации действовать превентивно и своевременно принимать меры для ее защиты.

Как себя защитить?

Одним из органов, к которому можно обратиться в случае наличия признаков нарушения со стороны недобросовестного конкурента, является Антимонопольный комитет Украины (далее - АМКУ, Комитет), который отвечает за здоровую конкуренцию в Украине. Если деловой репутации был нанесен ущерб в результате недобросовестных действий со стороны конкурента или компания владеет информацией, которая придает ей веские основания утверждать о существовании потенциальной угрозы деловой репутации, необходимо безотлагательно обращаться в АМКУ с целью прекращения или предотвращения неправомерным действиям со стороны конкурентов и других лиц, заинтересованы в нанесении вреда соответствующему субъекту хозяйствования.

В случае установления Комитетом нарушение ответчику следует ожидать санкции, среди которых, в частности, может быть штраф в размере до 5% дохода (выручки) от реализации продукции за последний финансовый год.

Среди богатой практики АМКУ можно выделить решение по делу против компании «Киевский БКК», которая совершила нарушение, предусмотренное ст.4 Закона о защите от недобросовестной конкуренции в виде использования без разрешения компании «Рошен» оформления упаковки кондитерского изделия - торта «Казковий Ключик». Упаковка была похожа на оформление упаковки торта «Золотий Ключик», которое первой начала использовать компания «Рошен» для своего кондитерского изделия. Соответствующее могло привести к смешиванию с деятельностью компании «Рошен». Из этого следует, что потребитель, который привык к качественным характеристикам продукции компании «Рошен», мог бы ошибочно ожидать такие же показатели от продукции компании «Киевский БКК», путая ее с продукцией компании «Рошен». За указанное нарушение на компанию «Киевский БКК» Комитет наложил штраф в размере 326 тыс. грн.

Как не допустить?

Безупречная деловая репутация однозначно является одним из элементов успеха. «Паразитируя» на деловой репутации своего конкурента нарушитель тем самым наносит вред и своей деловой репутации в случае обнаружения его нарушения, это может в дальнейшем отразиться не только на предпочтениях потребителей по отношению к его продукции или услуг, но и на отношении к нему со стороны его бизнес партнеров.

ВЫВОД:

Собственно с целью недопущения выхода деятельности компании за пределы Закона о защите от недобросовестной конкуренции вариантом спасения может быть обращение в АМКУ для получения предварительных выводов относительно квалификации действий, который будет служить для компаний указателем как действовать в рамках закона. Таким образом, еще до осуществления определенной деятельности субъект хозяйствования будет знать о ее допустимости и о риске нарушения законодательства, поскольку получит официальную позицию компетентного органа, что будет хорошим ориентиром.

297

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней