uk ru
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Для закона введение в оборот незарегистрированного препарата — это фальсификация и уголовное преступление

Интерфакс-Украина, 11.01.2021

Как сообщалось, по информации бизнесмена Михаила Бродского, партия вакцины Pfizer была тайно ввезена в Украину чартерным бортом 29 или 30 декабря 2020 года. Он предположил, что вакцину, скорее всего без растаможки, пронесли через "Зал официальных делегаций", "прикрываясь паспортом какого-то народного депутата".

О юридических аспектах возможного ввоза в Украину незарегистрированной вакцины от COVID-19 агентству "Интерфакс-Украина" рассказал адвокат, партнер юридической фирмы "Правовой Альянс" Илья Костин.

Насколько возможен такой ввоз вакцины в Украину? Как конролируется оборот вакцин от коронавируса в Украине и в других странах?

Вакцины — это лекарственные средства, назначение которых — создание иммунитета для предотвращения инфекционных заболеваний. Согласно закону "О лекарственных средствах" и в соответствии с Порядком осуществления государственного контроля качества лекарственных средств, ввозимых в Украину, ввезти на территорию нашей страны незарегистрированное в Государственном реестре лекарственное средство законно невозможно, кроме случаев, перечисленных в отдельном Порядке ввоза на территорию Украины незарегистрированных лекарственных средств, стандартных образцов, реагентов.

Среди таких случаев: ввоз гражданами лекарственных средств для индивидуального использования, ввоз образцов препаратов в лекарственных формах для государственной регистрации, ввоз незарегистрированных лекарственных средств для лечения редких (орфанных) заболеваний и т. п. Таможенное оформление таких препаратов возможно при соблюдении определенной процедуры и, если обобщить, в этом случае ключевую роль играет Министерство здравоохранения, которое предоставляет определенное согласие.

Например, недавно Правовой Альянс осуществил юридическое сопровождение ввоза на территорию Украины самого дорогого в мире препарата для лечения орфанного заболевания. Этот препарат не зарегистрирован в Украине и вряд ли будет зарегистрирован в ближайшее время. Большой объем работы был проведен нашими юристами и государственными органами, чтобы ввезти только одну ампулу этого препарата. Любым законным путем ввезти незарегистрированную вакцину на территорию Украины невозможно.

Откуда могла быть завезена эта вакцина?

Отдельный акцент хочу сделать на "сером импорте" лекарственных средств. Часто фальсификации предшествует именно "серый импорт". Лекарства перекупаются в других странах и завозятся в Украину в чемоданах. К сожалению, в нашем государстве отсутствует активная и эффективная борьба с этим явлением.

Предположим, что такой случай и произошел. Главный вопрос не в происхождении вакцины или стране, из которой ее импортировали, а в цепочке, по которой произошла поставка вакцины. В любом случае это уже уголовное преступление, предусмотренное статьей 321.1 Уголовного кодекса (фальсификация лекарственных средств или оборот фальсифицированных лекарственных средств). Для закона введение в оборот незарегистрированного препарата — это фальсификация.

Есть ли информация о других случаях нелегального ввоза вакцин от коронавируса?

Извините, но обычные люди даже не представляют размер проблемы, которая существует в стране. Даже журналисты, работа которых получать информацию и анализировать, не могут представить ту опасность, которая существует при каждой покупке лекарственного средства, особенно дорогостоящего.

Как я уже отмечал, вакцина — это лекарственное средство. Фальсификация лекарственных средств в стране достигла таких объемов, что только одна группа преступников, которую задержали правоохранители в 2018 году, смогла подделать препараты на несколько десятков миллионов долларов! Эти препараты разошлись по всему миру и ВОЗ стала отправлять предупреждения по странам о сериях поддельных препаратов. Сегодня уже изъято 164 позиции фальсифицированных лекарственных средств, арестовано ряд лиц, в том числе за рубежом, а также активы подозреваемых. Всего установлено 45 международных фармацевтических компаний-производителей, продукция которых была фальсифицирована, а торговля поддельными препаратами осуществлялась на территории 18 стран. По предварительной оценке, 20% всего объема фальсифицированных лекарств было распространено на территории Украины, 80% поставлялось на территории других стран. Правовой Альянс представляет в этом уголовном производстве пострадавшие фармацевтические компании.

Как известно, транспортировка и хранение вакцины должны осуществляться при температуре минус 70 градусов по Цельсию. Речь идет, прежде всего, о вакцине немецкой фармацевтической компании BioNTech и ее американского партнера Pfizer. Эта вакцина считается среди экспертов одной из самых многообещающих. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) уже назвала будущее распределение вакцин на планете "крупнейшей и наиболее комплексной логистической операцией всех времен". У любой вакцины есть срок, когда она считается эффективной после размораживания. Представьте, насколько эффективно с точки зрения логистики, должны были действовать преступники, чтобы поставить вакцину вне "холодной цепи". Это невозможно.

Какие существуют механизмы для предотвращения нелегального оборота вакцин от коронавируса?

Все институты существуют, но взаимодействия нет. Существует Государственная служба лекарственных средств и контроля за наркотиками и это ее полномочия. Но ее эффективность очень мала в делах, где нужно бороться с уголовными преступлениями в сфере фальсификации лекарственных средств. К сожалению, нет эффективных механизмов и со стороны Министерства здравоохранения, и Государственной службы по лекарственным средствам и контролю за наркотиками. Подчеркиваю отсутствие в правоохранительных органах специализированных структур, которые бы вели коммуникацию с соответствующими органами власти в сфере здравоохранения и проводили бы досудебное расследование, которое является очень специфичным и нетипичным. Обычному следователю сложно качественно провести досудебное расследование в таких производствах.

Кроме того, установить цепь распространения фальсифицированных препаратов часто невозможно без участия врачей. Введение индивидуального лицензирования врачей позволит минимизировать эту проблему. Чтобы было понимание, в уголовном производстве, о котором шла речь выше, один из подозреваемых является врачом и, к сожалению, этот человек продолжает свою профессиональную деятельность.

Сейчас в Правовом Альянсе разработали пошаговый план решения проблемы обращения фальсифицированных препаратов в Украине. У нас наработан богатый опыт. Ожидаем реакции от государственных структур.

1852

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней