
ПРОВЕРКИ В СФЕРЕ ТРУДА: актуальное состояние и законодательные тенденции
Ранее юристы Правового Альянса уже рассказывали о запрете осуществления инспекционных посещений со стороны Гоструда, а потом о разработке нового проекта акта, который бы по мнению Кабмина восстановил бы сомнительные полномочия указанного органа.
21 августа 2019 года Кабмином был принят проект постановления №823, которым в полномочия Гоструда вернули право проведения инспекционных посещений. Но уже через несколько дней Государственная регуляторная служба сообщила, что предварительно отказала в согласовании указанного акта. Это означает, что со стороны Кабмина состоялось повторное нарушение процедуры принятия постановления. Поэтому его отмена - дело времени, но пока этого не произошло, обратим внимание на ключевые положения:
- По-прежнему полномочия по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства имеют не только органы Гоструда, но и инспекторы исполнительных органов местного самоуправления.
- Перечень оснований проведения таких проверок было увеличено путем возможности их инициирования по поручению Премьер-министра, по обращению Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, по запросу народного депутата и в случае невыполнения требований предписания.
- По требованию объекта проверки, инспектор труда обязан теперь предоставить копию направления на проведение проверки и внести соответствующую запись в журнал регистрации мероприятий госнадзора.
- Срок проведения проверки не может составлять более 10 рабочих дней, со следующего после дня предоставления документов и объяснений, необходимых для их проведения.
- Расширен перечень лиц, объяснения от которых может получать инспектор при проверке - теперь это могут быть любые лица, обладающие информацией о состоянии соблюдения трудового законодательства.
- Определено право фиксировать проведения инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники.
- Теперь меры привлечения к ответственности употребляются одновременно с внесением предписания только при использовании труда неоформленных работников. За все другие виды нарушений, при выполнении предписания в срок, меры привлечения к ответственности не применяются
Кроме указанного выше, Кабмин внес стилистические изменения в части терминологии и отдельных формулировок, но общий смысл остается таким, что, по нашему мнению, противоречит действующему законодательству о государственном надзоре и контроле.
Однако в данной сфере должны состояться и некоторые смягчения ответственности работодателей. 3 октября 2019 года Верховная Рада приняла за основу законопроект №1233, согласно которому уменьшается размер штрафов за допуск к работе без оформления трудового договора, оформления работника на неполный рабочий при работе на полное рабочее время и выплаты заработной платы без начисления ЕСВ и налогов. Предлагается установить санкцию за такие нарушения в четырехкратном размере минимальной заработной платы (около 19000 грн.) вместо действующего тридцатикратного (более 140 000 грн.). При этом такой штраф будет применяться только за совершение нарушения повторно в течение 365 дней с даты вынесения письменного предупреждения.
Таким образом, законодатель пытается вернуть превентивный характер санкций, вместо карательного и уменьшить давление на бизнес, использующий труд наемных лиц путем уменьшения штрафов за нарушение норм трудового законодательства Украины.
В дальнейшем мы будем информировать Вас о статусе указанной выше Постановления №823 и проекта Закона №1233.
Связаться с авторами: Илья Костин, партнер ЮК "Правовой Альянс", kostin@l-a.com.ua; Ярослав Фурьяка, юрист ЮК "Правовой Альянс", furiaka@l-a.com.ua.