ru uk en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Закупки лекарственных средств и медицинских изделий через международные организации. Преимущества и недостатки

Дмитрий Алешко, партнер Юридической компании «Правовой Альянс»

Александр Бондарь, старший юрист Юридической компании «Правовой Альянс»


С началом 2017 вновь активно ведутся дискуссии, в том числе на уровне Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, о целесообразности осуществления закупок лекарственных средств и медицинских изделий через международные специализированные организации. В средствах массовой информации почти еженедельно (а то и несколько раз в неделю) появляются различные по содержанию и направленности статьи на эту тему. До читателей доносятся какие-то новые данные из непонятных или различных источников, часто не совпадающие с официальной позицией Министерства здравоохранения Украины и международных организаций.


На фоне такой же мощной информационной критики и неприятия происходило внедрение нового механизма закупок. Закон Украины № 269-VIII "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения своевременного доступа пациентов к необходимым лекарственным средствам и медицинским изделиям путем осуществления государственных закупок с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки» был принят еще в марте 2015 года, а соответствующие первые контракты с международными специализированными организациями Министерству здравоохранения Украины удалось подписать только в конце 2015 года. Таким образом, фактически, закупки по программе 2015 осуществлялись лишь в 2016 году.


К сожалению, в 2016 году контракты с международными специализированными организациями для обеспечения закупок необходимых лекарственных средств и медицинских изделий были также подписаны только осенью. Конечно, такая ситуация не может считаться приемлемой и подлежит корректировке в рамках следующих закупок.


Поэтому, во многих случаях критика механизма международных закупок является не безосновательной и может быть понята. Однако, важно, чтобы такая критика носила конструктивный характер, а не была политически или бизнес ангажированной, ведь речь идет о здоровье людей.


При этом данные, которые доступны в открытых источниках, свидетельствуют о том, что, несмотря на существующие недостатки, закупки лекарственных средств и медицинских изделий через международные специализированные организации, как временный механизм, продемонстрировали свою эффективность, учитывая значительную экономию бюджетных средств. В частности, согласно данным на сайте БФ «Пациенты Украины», после осуществления закупок необходимых лекарственных средств и медицинских изделий в соответствии с бюджетной программой за предыдущий год на счетах международных организаций оставалось примерно 8 млн долларов США.


Конечно, мы не беремся в рамках этой статьи утверждать достоверность таких данных. По нашему мнению, компетентно такими данными может оперировать только Министерство здравоохранения Украины и соответствующие международные организации. Однако согласитесь, цифры впечатляющие.

Таким образом, такая экономия фактически значит, что пациенты в Украине смогут получить дополнительные лекарства и медицинские изделия.


Более того, кроме такой экономии бюджетных средств и возможности закупки большего количества товаров за выделенные бюджетные средства для украинских пациентов, международные закупки, благодаря использованию правил, механизмов и процедур международных специализированных организаций при проведении тендеров, позволили устранить ряд коррупционных рисков, на которые неоднократно обращали внимание международные общественные организации и даже государственные чиновники на разных уровнях. А это также одна из главных целей данного механизма. Такие международные механизмы закупок, как правило, применяются в тех странах, где еще не сформирована прозрачная и эффективная национальная модель закупок, недостаточный уровень зрелости антикоррупционных мероприятий и тому подобное. Как ни прискорбно это признавать, но именно к таким странам пока относится Украина.


Несмотря на указанные успехи, к сожалению, необходимо также согласиться, что не все цели осуществления таких закупок были достигнуты, и без ошибок и недостатков не обошлось.


Такое несовершенство может быть также вызвано большим количеством и поспешностью, в которой принимались соответствующие нормативно-правовые акты. Вышеупомянутое постановление Кабинета Министров Украины, являющееся одним из ключевых документов, который позволяет уменьшить стоимость соответствующих лекарственных средств и медицинских изделий, было принято 02.12.2015 г., т.е. уже после подписания соответствующих контрактов с международными организациями.


Сокращение сроков поставки товаров на территории Украины может, по нашему мнению, быть решено, в частности, путем устранения монополии государственных предприятий Министерства здравоохранения на такую деятельность, поскольку частные компании могут иметь лучшие технические возможности для эффективной и оперативной поставки товаров.


Невнесение изменений в указанные акты представляет значительный риск для реализации механизма централизованных закупок с привлечением международных специализированных организаций.


Конечно, есть и некоторые другие проблемные вопросы, требующие решения.


Поэтому, по нашему мнению, следует объективно и практически подходить к сложившейся ситуации, и не прибегать к крайностям.

Приложения:

Business Herald_1_3_2017.pdf
917

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней