ru uk en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Обжалование процедур закупки лекарственных средств. Рекомендации АМКУ

Александр Бондарь, старший юрист ЮК "Правовой Альянс"

Обжалование процедур публичных закупок является важной частью процесса закупок и инструментом защиты участниками закупок своих прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы таких участников.

Во время процедуры обжалования публичных закупок заказчику запрещается совершать любые действия и принимать любые решения по закупке, кроме действий, направленных на устранение нарушений, указанных в жалобе. То есть, фактически приостанавливается весь процесс закупки. Хуже всего, если такое приостановление происходит не из-за объективных причин, а учитывая пробелы в законодательстве или четкую позицию уполномоченных государственных органов, особенно, если это касается закупок лекарственных средств, как специального и социально значимого товара.

Хорошо известно, что значительное количество жалоб, поступающих в постоянно действующую административную коллегию АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок, как в орган обжалования, касаются именно дискриминационных условий тендерной документации. В одном из последних отчетов работы коллегии отмечалось, что только за февраль 2018 года было установлено нарушение относительно дискриминационных условий тендерной документации на общую сумму (ожидаемую стоимость) 1 408 823 000 тыс. грн.

В рамках закупки лекарственных средств такие жалобы часто подаются относительно дискриминационных условий в тендерной документации в части определения предмета закупки, а именно объединения в одном лоте большого количества лекарственных средств.

Порядок определения предмета закупки утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 17 марта 2016 года № 454. Указанный порядок содержит отдельные положения по определению предмета закупки при закупке лекарств.

В частности, как предусмотрено порядком, при осуществлении закупки лекарственных средств предмет закупки определяется по показателю третьей цифры Единого закупочного словаря с указанием в скобках международного непатентованного названия лекарственного средства. В случае если предмет закупки лекарственных средств содержит два и более лекарственных средств, заказчиком в скобках указывается международное непатентованное название каждого лекарственного средства.

Заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лота) по международным непатентованным названиям, по форме выпуска, по дозировке, по объему и / или по месту поставки лекарственных средств.

Несмотря на указанное, ни этот порядок, ни какие-либо письма Министерства экономического развития и торговли Украины, как уполномоченного органа, не дают исчерпывающих разъяснений по объединению лекарственных средств в один лот, что, как уже отмечалось, часто приводит к формированию дискриминационных условий в тендерной документации и обжалованию закупок, соответственно.

Таким образом, считаем очень правильным и важным принятие Антимонопольным комитетом Украины 30 марта 2018 обязательных для рассмотрения рекомендаций Министерству здравоохранения и Министерству экономического развития и торговли Украины принять меры по совершенствованию порядка определения предмета закупки лекарственных средств, в частности, но не исключительно путем разработки совместных методических рекомендаций / методологических разъяснений и / или внесения изменений в Порядок определения предмета закупки.

По нашему мнению, недвусмысленность и четкость в этом вопросе будет способствовать не только уменьшению количества жалоб в Антимонопольный комитет Украины и формированию конкурентной среды на рынках лекарственных средств при проведении публичных закупок, но и своевременному обеспечению пациентов необходимыми лекарствами.

Связаться с автором: Александр Бондарь, старший юрист ЮК "Правовой Альянс", bondar@l-a.com.ua

759

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней