ru uk en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Кроссрегиональные сервисы для фармбизнеса: Украина-Казахстан

Андрей Горбатенко, ассоциированный партнер, Юридическая компания “Правовой Альянс”

Евгений Бровко, Partner, Business Consulting, UPharma Consulting LLC

Компании, предоставляющие профессиональные услуги клиентам из фармацевтической индустрии, особенно известным мировым производителям, выстраивают свои бизнес-процессы таким образом, который максимально отвечает потребностям клиента. Это касается не только понимания специфики фармацевтического бизнеса, но и специфики региональных рынков, на которых она представлена, а также процессов, которые на происходят на том или ином рынке.

С учетом того, что в большинстве случаев фармацевтический бизнес носит транснациональный характер, и наши клиенты - международные фармацевтические компании, нуждаются в юридическом сопровождении не только в Украине, но и в других странах СНГ, мы организовали сеть юридических фирм, которая дает нам возможность отслеживать тенденции государственного регулирования данного рынка в странах СНГ, а также успешно реализовывать транснациональные проекты для наших клиентов, включая обеспечение централизованного юридического сопровождение в регионе СНГ и прилегающих странах.

На сегодняшний день сеть покрывает такие юрисдикции, как Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Монголия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

На протяжении последних пяти лет ЮК Правовой Альянс неоднократно принимала участие в проектах, связанных с разными юрисдикциями региона СНГ. Это, прежде всего, проекты в области учреждения представительств, адаптации внутренних политик фармацевтических компаний к требованиям локального законодательства, проверки контрагентов. Актуальными для межюрисдикционного консультирования по-прежнему остаются трудовые вопросы, вопросы коммерческой деятельности, заключение договоров, налогообложение, развитие портфеля объектов интеллектуальной собственности, управление им и его защита, реклама и промоция, вопросы взаимодействия с медицинскими специалистами, а также особенности деятельности представительств.

Исходя из растущего количества запросов наших клиентов, связанных с маркетированием лекарственных средств в Казахстане, мы можем сделать вывод, что рынок лекарственных средств данной страны, безусловно, является одним из наиболее привлекательных в регионе СНГ. В первую очередь, такой интерес обусловлен его динамическим ростом, а также сравнительно простым механизмом вывода продукции на рынок.

На сегодняшний день мы видим тенденцию к усилению государственного регулирования рынка лекарственных средств в Казахстане. Наш опыт позволяет надеяться, что такое регулирование будет способствовать нивелированию неблагоприятных экономических явлений, которые сейчас наблюдаются в Казахстане, и они не отразятся негативным образом на его экономической привлекательности.

По данным ГК «Ремедиум», UPharma Consulting, фармацевтический рынок Казахстана является самым большим и структурированным в Центральной Азии, а также одним из самых развитых среди рынков стран СНГ. При этом, его размеры и качество бизнес среды уступают рынкам стран Центральной и Восточной Европы, но можно наблюдать консолидацию и развитие среди местных производителей, дистрибьюторов и аптечных организаций.

Основной проблемой местного производства фармацевтики является слабая технологическая база, в связи с этим зарубежные компании занимают около 90% рынка в денежном выражении.

И хотя в Казахстане есть три завода, сертифицированных по международным стандартам GMP (надлежащей производственной практики), все они развиваются в качестве проектов зарубежных инвесторов. Лидер местного производства, компания Santo была сформирована в результате приобретения международной фармацевтической Группой Polpharma завода Химфарм в 2008 году. Инвестиции турецких компаний привели к созданию двух других стратегически важных местных производителей – Nobel AFF и Abdi Ibrahim Global Pharm. Лидером же по розничным продажам на фармацевтическом рынке Казахстана на протяжении последних лет является французская компания Sanofi-Aventis, владеющая более 5% рынка в деньгах.

Табл. 1. Топ-10 компаний на фармацевтическом рынке Казахстана по продажам в 2016 г. (Источник: Vi-Ortis, UPharma Consulting)

2016

2015

Компания

Продажи, млн. долл. США

Годовой прирост, %

Рыночная доля, %

1

1

Sanofi-Aventis

79.9

7

5.44

2

5

GlaxoSmithKline

62.1

-3

4.22

3

2

Santo

61.9

-11

4.21

4

3

Bayer

54.1

-21

3.68

5

4

Takeda

49.6

-27

3.37

6

7

Gedeon Richter

40.6

-20

2.76

7

12

Teva

36.3

-10

2.47

8

11

Nobel AFF

35.9

-15

2.44

9

6

Pfizer International Inc.

33.6

-37

2.29

10

8

F.Hoffmann La Roche AG

33.6

-32

2.29

Сегмент недорогих лекарственных средств (менее 1 доллара) в Казахстане традиционно принадлежит местным производителям, в то время как цены зарубежных компаний являются намного более высокими.

Фармацевтический рынок Казахстана начал стремительный рост с 2010 года на фоне улучшения покупательной способности населения. Но экономические проблемы и обесценивание национальной валюты, начавшиеся в 2014 году, сильно сказались на аптечных продажах, в результате чего рынок «просел» в долларах на 16% в 2015 году и на 10,5% – в 2016 году. При этом в 2016 году, был виден рост рынка в упаковках (Источник: Vi-Ortis, UPharma Consulting).

Розничный сегмент, представленный в Казахстане почти 6 тыс. аптеками, занял в 2016 году 64.6% общего фармацевтического рынка. Аптечные сети в стране – в основном не большие, но наблюдается планомерное увеличение их долей в сегменте и ожидается, что к 2020 г. они будут контролировать около 80% коммерческого рынка фармацевтики. Крупнейшим дистрибьютором фармацевтики в Казахстане является компания «Медсервис Плюс», включающая 17 филиалов по всей стране.

Государственная поддержка является одним из ключевых стимулов роста фармацевтической промышленности Казахстана, поскольку государственные закупки составляют 35% всего рынка. Однако, в 2014 г., из-за девальвации национальной валюты, государственные расходы на лекарственное обеспечение начали снижаться и госпитальный рынок по итогам года уменьшился на 14%. В 2015 г., снижение достигло 7.6%, а в 2016 – почти 28%. Значительная часть госпитального рынка Казахстана (64,6% в денежном выражении в 2016 г.) относится к Единому дистрибьютору – компании «СК-Фармация», созданному в 2009 для осуществления закупки ЛС и медицинского оборудования для предоставления их учреждениям здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (Источник: Vi-Ortis, UPharma Consulting).

Дальнейшее развитие рынка Казахстана напрямую зависит от стабилизации экономический ситуации в стране и реализации мер по усовершенствованию этой отрасли со стороны государства. Большие надежды также связаны с запуском единого рынка лекарственных средств в рамках Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), ожидаемого в 2017 г. Казахские производители планируют увеличить экспорт фармацевтических товаров в страны ЕАЭС до 360 млн. долл. США в год.

447

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней