ru uk en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Козырь в рукаве или что такое медиация и как правильно использовать ее инструменты

Наталья Лавренова, ассоциированный партнер Юридической компании «Правовой Альянс», адвокат, медиатор

Наталья Абрамович, юрист Юридической компании «Правовой Альянс», медиатор

Юридична Газета, 18.09.2018

Говоря «Я - медиатор», в ответ мы часто слышим: «А кто это?», «То есть ты медитируешь?», «Это же инструмент, который помогает играть на гитаре?!». И только юридическое сообщество сразу понимает, что речь идет об альтернативном способе разрешения споров без участия суда. Так стоит юристам совершенствовать навыки медиатора, несмотря на то, что украинское общество не осведомлено о таком способе урегулирования споров, а те, кто осведомлены, не имеют доверия? Ответ на этот вопрос каждый определяет по своему усмотрению, но мы считаем, что да - стоит.

Что такое медиация и с чем ее едят?

Прежде чем определить навыки медиатора, которые будут полезными для каждого юриста, необходимо понять, чем же является медиация, и какие основные принципы лежат в ее основе.

Как известно, медиация - это эффективный альтернативный способ урегулирования спора с помощью посредника, который не является представителем органа государственной власти, не выполняет функций судьи и не принимает окончательного решения.

Спектр применения медиации в международной практике является настолько широким, что может включать даже урегулирования конфликтов, возникших в результате совершения незначительных уголовных преступлений, например, мелких краж, причинения вреда имуществу и тому подобное.

Мировая практика идет по тому пути, что применение медиации является более результативным, чем обращение в суд. Суд считается крайней инстанцией, к которой обращаются участники конфликта, если для его решения медиация была бессильна.

В Украине же, к сожалению, медиация не имеет такого широкого распространения в силу отсутствия правового регулирования института медиации, а также неосведомленности и, как следствие, недоверия рядовых граждан.

Для полного понимания процесса медиации необходимо ознакомиться с тремя китами, которые держат вселенную медиации.

I. Нейтральность. Преимуществом медиации является то, что посредник - медиатор, является нейтральным лицом и совершенно независимо и объективно помогает участникам медиации найти выход из ситуации. Обычно, медиатор не знаком предварительно с участниками процесса и гарантирует свою беспристрастность. В связи с этим, юристы не могут выступать медиаторами в спорах, участником которых является их клиент. В таком случае принцип независимости будет нарушен. Однако, они не лишены возможности быть медиатором в других спорах.

Эффективный медиатор поможет понять основания конфликта и признать его сильные и слабые стороны для сторон так, что в конце процедуры медиации обе стороны будут довольны результатом. Эффективный посредник также поможет сторонам осознать риски и расходы на разрешение спора в судебном порядке, в любом случае не удовлетворит ожидания одной из сторон.

Указанные условия медиации способствуют высокому уровню доверия к медиатору. Это позволяет сторонам раскрыться и в полной мере определиться в своей позиции как при совместном общении (присутствие медиатора и всех сторон), так и при индивидуальном общении с медиатором (так называемый «caucus»). При этом фундаментальной и главным условием медиации является принцип: «Все, что было сказано во время медиации, остается исключительно между участниками медиации». По аналогии, и все, что сказано во время индивидуальной беседы, остается между медиатором и стороной.

Таким образом, весь процесс медиации построен на том, что он является строго конфиденциальным, а один из его участников – медиатор - абсолютно нейтральным, не склоняется и не поддерживает позицию ни одной из сторон, в отличие от суда, который является независимым, но принимая решение автоматически принимает позицию одной стороны в силу сути судебного процесса.

ІІ. Самостоятельность. Участники конфликта самостоятельно определяют такие аспекты как:

- необходимость участия в процессе медиации для разрешения того или иного спора или обращения в суд;

- избрание лица-медиатора. В странах давно практикуют медиации, создан перечень / реестр медиаторов, в том числе, с учетом их специализации (например, медиаторы-психологи, медиаторы-юристы, медиаторы, практикующие решения семейных споров и т.д.). Как следствие, участники медиации могут самостоятельно выбрать посредника, ориентируясь на суть конфликта;

- определение места, времени и продолжительности медиации, условиях ее проведения (например, медиация может проводиться исключительно в форме индивидуального общения медиатора с каждой стороной или наоборот, вообще без использования caucus). Относительно условий проведения медиации стоит отметить, что медиация не предусматривает того, что стороны будут апеллировать друг к другу нормами права или доказательствами. Это исключительно общение между сторонами, во время которого они выразят свое недовольство, надежды, разочарования, интересы, потребности и т.д., и совместно находят решение обозначенной проблемы. Если стороны начинают доказывать свою правоту через нормы или положения закона, профессиональный медиатор всегда напоминает сторонам, что это можно использовать в суде, но не во время медиации.

Самым главным проявлением самостоятельности является то, что стороны самостоятельно решают конфликт и находят решение, которое является приемлемым для всех. Данное обстоятельство является сочетанием признаков самостоятельности и результативности.

ІІІ. Результативность. Признак результативности является одновременно и ключевым преимуществом процесса медиации.

Результативность, в первую очередь, касается продолжительности медиации. В большинстве случаев, решение конфликта через медиацию происходит в одну встречу. Конечно, не является исключением когда для разрешения спора необходимо больше времени. Но совокупная продолжительность медиации, по сравнению с судебным процессом, является в разы меньше.

То есть медиация создает условия быстрого разрешения спора, при этом ни одна из сторон не является проигравшей. И это еще одна составляющая результативности.

Медиация призвана удовлетворить интересы всех участников и найти подходящее решение, при котором не будет победителей и побежденных. Это позволяет участникам медиации сохранить отношения на будущее, а не окунуться в конфликт еще глубже. Довольно часто после процедуры медиации участники продолжают сотрудничество и общение. Особенно важным это является для семейных споров.

Стоит отметить, что при поиске решения медиатор только направляет участников в верном направлении, а не предлагает или принимает решения за них. То есть он является определенным куратором или проводником, который с помощью специальных навыков (о которых более подробно расскажем далее) направляет стороны к генерации правильного общего решения. Неотъемлемой составляющей такого процесса является креативность и смекалка как медиатора, которому необходимо проанализировать конфликт и применить верные техники, так и участников процесса, которые самостоятельно находят выход из ситуации.

Главной задачей медиатора является использование всех инструментов и техник для того, чтобы убедиться, что участники медиации услышали друг друга. Это связано с тем, что между участниками конфликта всегда существует непонимание и неприемлемость позиции другой стороны. Но нейтральный посредник - медиатор может помочь наладить взаимосвязь и установить первопричины возникновения конфликта и почему каждая из сторон считает свою позицию и свое решение правильным. Это не обязывает и не гарантирует того, что стороны договорятся друг с другом, но помогает понять, почему они не соглашаются друг с другом.

Результатом разрешения спора путем медиации обычно является новая договоренность сторон, которая является обязательной к выполнению ими.

Техники медиатора, которые вам помогут

Техники и инструменты, которые используются медиаторами для урегулирования конфликта между сторонами, полезны не только для медиаторов, но и для юристов и вообще любого лица. Они помогут найти общий язык и правильно слышать и понимать людей, которые являются залогом избежания конфликтов в будущем.

Такие навыки очень важны для представителей юридической профессии, поскольку помогут наладить взаимопонимание как с клиентами, так и с оппонентами. К тому же, часть из них пригодятся и при проведении переговоров и встреч и могут непосредственно повлиять на развитие вашего бизнеса.

Успешное решение споров, переговоры, любое общение с людьми зависит от того, что ваш собеседник чувствует, и услышана ли его проблема или позиция. Для этого международная практика медиации выработала ряд техник активного слушателя.

1. Перефразирование слов (paraphrase content). Использование такого метода имеет положительный результат для всех участников разговора: ваш собеседник убедится, что вся сказанная им информация услышана, а вы - правильно поняли ситуацию и интерпретировали слова собеседника. Как это сделать? Достаточно кратко повторить основные идеи и факты, которые были озвучены.

2. Отражение эмоций (reflect emotion). Использование такой техники необходимо для демонстрации понимания чувств собеседника и отражение того, что вы видите, а не того, что слышите. К тому же, это поможет переоценить чувства, услышав их от другого лица. Для использования способа «отражение эмоций» необходимо слушать интонацию собеседника и наблюдать за невербальными сигналами, которые являются показателем психологического состояния человека. Не будет лишним и незначительное проявление вашего отношения к чувствам или позиции собеседника.

3. Ставить открытые вопросы (open questioning). Этот способ каждый человек обычно использует бессознательно, даже не предполагая, что это одна из техник удачного общения. Открытые вопросы помогут получить больше информации и избежать предположений. К тому же, такие вопросы поощряют к разговору. Стоит помнить основное правило техники Open questioning - старайтесь избегать вопросов, начинающиеся на слово «Почему», поскольку ответ на него довольно часто будет субъективным и не определяющим реальные факты, которые могли бы помочь при решении конфликта.

4. Признание позиции собеседника. Применение такой техники необходимо для установления доверия между сторонами. В частности, признание позиции поможет убедить человека, что вы цените и понимаете ее позицию и отношение к ситуации. Но помните, что признание позиции - это не согласие с такой позицией, а лишь выражение своего понимания. Для применения такой техники необходимо лишь акцентировать внимание на значимости проблемы для собеседника и продемонстрировать уважение к его усилиям и действий.

5. Суммируйте (summarize). Наиболее действенным способом анализа прогресса и в целом оценки ситуации является периодическое суммирование полученной информации или промежуточных результатов. Такие действия будут способствовать единообразному пониманию ситуации всеми участниками разговора, что поможет при генерации совместных идей и создаст фундамент для дальнейшего обсуждения.

6. Framing - выражение собственного отношения / позиции в ситуации у не осуждающих и открытой форме, создавать надежду на позитивное и результативное для всех участников спора решение. Стоит отметить, что ключевым является акцентирование внимания именно на точках соприкосновения, а не на контрпозиции. Фрейминг поможет вам донести свой месседж таким образом, чтобы слушатель был более открытым для общения. Обычно это повышает возможность достижения целей спикера.

7. Reframe. Основным назначением рефрейма является помощь лицу увидеть свои интересы в новом свете, расширить значение проблемы для определения конкретных потребностей и интересов, размыть негативное отношение собеседника и сфокусировать его внимание на решении проблемы. Основными методами рефрейма являются: определение и фиксация конкретных потребностей и интересов личности; изменение видения ситуации с негативного на позитивное или нейтральное, с прошлого в будущее, с проблемы на возможности, с жесткой позиции в интерес.

Независимо от того, какую из техник вы выберете, важнейшая значение для положительного восприятия вас другими имеет невербальное поведение. Во время разговора необходимо следить за жестами и мимикой (в частности, контролировать собственные реакции на слова собеседника), быть спокойным и уравновешенным, сохранять зрительный контакт и находиться в открытой позе (например, не скрещивать руки).

Выбор той или иной техники общения зависит от конкретной ситуации и целей и результатов, которые вы хотите достичь. При этом, применять можно как одну из них, так и сочетать одновременно несколько.

Каждый из указанных способов в большинстве случаев способствует тому, что собеседник меняет свое видение ситуации с критической на такую, которая может позволить решить конфликт более быстрым и легким способом и позволит избежать жесткого конфликта между участниками.

Связаться с авторами: ассоциированный партнер Наталья Лавренова, lavrenova@l-a.com.ua; юрист Наталья Абрамович, abramovych@l-a.com.ua.

261

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней