ru uk en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Как будет работать новая система закупок лекарств в Украине

Дмитрий Алешко, партнер ЮК "Правовой Альянс"

Українська Правда

На волне процесса обсуждения медицинской реформы особенно важно разобраться в новой системе закупок лекарств и медизделий для Украины, которая будет действовать с 2019 года.

Минздрав Украины начал работу по реформированию этой сферы в 2015 году, создав рабочую группу по реформированию системы закупок лекарственных средств и медицинских изделий, которую возглавил заместитель министра Игорь Перегинец.

Я работал в составе Рабочей группы вместе с представителями власти, общественных и международных организаций, мощного экспертного поля и имел возможность приобщиться к разработке концепции новой системы закупок.

Мы прошли долгий путь, проанализировав достижения и слабые стороны правового поля в области здравоохранения Украины, интегрировав положительные моменты важного опыта закупок с помощью международных специализированных организаций.

И в конце августа 2017 Кабинет Министров одобрил Концепцию реформирования механизмов публичных закупок лекарственных средств и медицинских изделий.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЭТА КОНЦЕПЦИЯ

Она предусматривает создание Централизованной закупочной организации (ЦЗО), которая будет осуществлять закупки лекарственных средств и медицинских изделий как на национальном и местном, так и на международном уровнях с использованием механизмов долгосрочных рамочных соглашений и инструментов электронных закупок.

То есть, заказчики смогут по собственному желанию передать ЦЗО полномочия по осуществлению для них публичных закупок лекарственных средств и медицинских изделий.

При этом ЦЗО должна организовывать и проводить процедуры закупок и закупки по рамочным соглашениям в интересах заказчиков, по результатам которых заказчики будут заключать договоры о закупке с победителями торгов и непосредственно оплачивать им стоимость закупленных товаров.

При успешной реализации, такой подход к закупкам должен значительно снизить коррупционные риски, способствовать проведению прозрачных закупок и рациональному использованию бюджетных средств благодаря "профессионализации" и оптимизации закупочной деятельности и агрегированию объемов закупок.

В рамках таких закупок идентичные потребности различных заказчиков во всех регионах Украины, обратившихся к ЦЗО, должны объединяться в целях закупки, а принятие решений и отчетность должны проходить максимально прозрачно для общественности.

Важной составляющей такой деятельности ЦЗО должны стать прямые закупки у иностранных и национальных производителей.

Конечно, реализация указанного потребует внесения изменений в действующее законодательство.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЗАКУПОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЦЗО образуется по решению Минздрава и ему же подчиняется.

В состав ЦЗО должны входить Наблюдательный совет, который будет состоять из представителей центральных органов исполнительной власти, международных и общественных организаций.

Руководителем ЦЗО сможет стать человек с глубоким опытом в сфере здравоохранения, которого выберет конкурсная комиссия с привлечением представителей международных и общественных организаций.

Мы ожидаем, что ЦЗО будет выполнять функцию мощного фактора профессионализации в сфере публичных закупок лекарственных средств и медицинских изделий особенно благодаря персоналу с углубленным знанием правовых и процедурных аспектов и потребностей заказчиков.

Штат сотрудников ЦЗО должен включать специалистов как из сферы публичных закупок, так и из сферы обращения лекарственных средств и медицинских изделий, в частности фармацевтов, юристов, финансовых специалистов, которые будут работать за достойную зарплату.

На этапе образования и начальном этапе деятельности ЦЗО будет финансироваться за счет международных донорских благотворительных взносов.

В дальнейшем ЦЗО будет действовать на основе сервисных взносов заказчиков, которые будут пользоваться услугами ЦЗО, рассчитанных по прозрачным тарифам.

Несмотря на необходимость заказчиков оплачивать услуги ЦЗО, в итоге экономия бюджетных средств будет значительно превышать затраченные средства.

При этом у заказчиков не будет необходимости отвлекать своих сотрудников от осуществления их непосредственных обязанностей.

ЧТО И ЗА ЧЕМ? ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Концепция должна полностью заработать до 2019 года.

На первом этапе реализации, который будет воплощаться до конца 2017 года, будут разработаны институциональные и нормативные основы для реформирования механизмов публичных закупок лекарственных средств и медицинских изделий, что обеспечит процесс создания и деятельности ЦЗО в рамках пилотного проекта и подготовки сотрудников ЦЗО.

Указанное станет основой для реализации пилотного проекта публичных закупок препаратов для нужд научно-исследовательских учреждений, подчиненных Национальной академии медицинских наук, учреждений, подчиненных Минздраву и / или пилотного проекта публичных закупок для удовлетворения потребностей региональных заказчиков.

На втором этапе, который начнется в 2018 году, будет развиваться и усиливаться кадровый и экономический потенциал закупочной организации, продолжится процесс налаживания ее операционной деятельности, включая: организацию обмена опытом с аналогичными организациями в странах-членах ЕС; обучение работников по международным программам, проведение дополнительных пилотных публичных закупок лекарственных средств и медицинских изделий.

Конечно, во время налаживания деятельности ЦЗО необходимо отработать и учесть проблемные вопросы, которые были обнаружены на практике осуществления закупок с привлечением международных специализированных организаций, в том числе в части обеспечения бесперебойности и своевременности поставок лекарств и медицинских изделий, максимального сокращения сроков поставок и тому подобное.

Следует отметить, что финальным условием для возникновения правовых оснований и старта работы ЦЗО на полную мощность (а не в качестве пилотного проекта) должно стать утверждение и вступление в силу соответствующего нормативно-правового акта, которым будут определяться особенности создания и деятельности такой организации.

ЧТО ПРИНЕСЕТ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ ЗАКУПОК ЛЕКАРСТВ И МЕДИЗДЕЛИЙ

Качественно новый подход к публичным закупкам лекарственных средств и медицинских изделий поможет:

  • Максимально обеспечить потребности пациентов;
  • Снизить уровень коррупции в сфере публичных закупок лекарственных средств и медицинских изделий;
  • Построить эффективную систему отчетности, контроля и ответственности перед общественностью;
  • Согласовать национальное законодательство в сфере публичных закупок с директивами ЕС;
  • Наладить доверие бизнеса и общества к системе публичных закупок лекарственных средств и медицинских изделий;
  • Рационально использовать бюджетные средства;
  • Уменьшить бюрократию.

Заказчики на центральном и региональном уровне примут решение пользоваться услугами ЦЗО, смогут доверить закупки и их юридическое сопровождение профессионально подготовленным специалистам.

Они больше не будут тратить усилия на долгую процедуру закупки, обжалования закупок участниками и тому подобное.

За заказчикам останется только расчет потребностей, мониторинг потребления и контроль остатков.

При этом, как уже отмечалось выше, заказчики не обязаны обращаться к ЦЗО и вправе самостоятельно осуществлять закупки.

Однако, если стоимость лекарственных средств и медицинских изделий, закупаемых заказчиками самостоятельно, превышает стоимость аналогичных товаров, закупаемых ЦЗО, то у контролирующих органов должны возникнуть вопрос относительно неэффективного и нерационального использования бюджетных средств, а также возможной коррупционной составляющей и тому подобное.

Что касается пациентов, то успешная реализация нового подхода к закупкам должна обеспечить бесперебойное и своевременное получение больными необходимых качественных лекарств и медицинских изделий.

Максимально минимизировав коррупционные риски, сделав процесс закупки прозрачными оптимизировав закупочную деятельность и привлекая специально обученных профессиональных специалистов, ЦЗО должно обеспечить значительную экономию бюджетных средств, которые могут использоваться для закупки дополнительных лекарственных средств и медицинских изделий в целях удовлетворения потребностей большего количества пациентов.

Как показывает опыт осуществления закупок с привлечением международных специализированных организаций, практика дополнительных закупок необходимых лекарств на сэкономленные средства уже используется у нас в государстве.

297

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней