ru uk en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

АМКУ и фармрынок: давление или защита?

Комментарий Андрея Горбатенко, адвоката, ассоциированного партнера ЮК «Правовой Альянс»

Юридическая Газета

По моему глубокому убеждению, решения АМКУ должны быть источником практики, который освещает подходы АМКУ к установлению того или иного нарушения, в частности, его признакам, критериям оценки действий участников, исследованию их последствий для конкуренции. Иными словами, участники дела и другие игроки рынка должны увидеть в решении четкую картину того, каких именно действий следует избегать. К сожалению, решение по делу Санофи таковым не является.

Оставим суду детальный анализ этого и других решений АМКУ относительно фармацевтических компаний, ограничившись небольшой аллюзией на тему.

Несложно угадать, какой бренд красуется на смартфонах большинства читателей этого комментария. И этот бренд держит достаточно высокую цену на рынке, несмотря на большое количество более дешевых аналогов. Если применить к этой ситуации практику, которую формирует решение по делу Sanofi, то для того, чтобы сделать выводы, что такое доминирование смартфонов уважаемого бренда является результатом антиконкурентных согласованных действий между поставщиком и дистрибьюторами, необходимо наличие следующих условий:

а) дистрибьюторы должны закупать смартфоны уважаемого бренда в большем количестве, чем других аналогичных смартфонов;

б) договором между поставщиком и дистрибьюторами должно быть предусмотрено предоставление последним скидок (или бонусов) за определенные достижения на полях дистрибуции смартфонов этого бренда;

в) цены на смартфоны уважаемого бренда должны быть выше, чем цены конкурентов.

Что-то мне подсказывает, что такие условия можно найти в отношениях между поставщиком и дистрибьюторами в каждом случае, когда речь идет о любом товаре, который лидирует на своем рынке благодаря сочетанию качества и бренда.

Возвращаясь к делу Sanofi, если Вы вдруг когда-либо покупали лекарственное средство Но-ШпаⓇ, а не его аналоги, то, по мнению АМКУ, это скорее произошло в результате сговора между Sanofi и дистрибьюторами, а не потому, что Вы могли и не знать о существовании аналогов.

На мой взгляд, совокупности описанных выше признаков недостаточно для доказательства антиконкурентных согласованных действий между поставщиком и дистрибьютором - как на рынке смартфонов, так и на рынке лекарственных средств и любом другом рынке.

Несмотря на свою неоднозначность, решения АМКУ относительно фармацевтических компаний все же играют существенную роль в развитии конкуренции в Украине. С одной стороны, расследования и наложенные штрафы заставили участников рынка более внимательно относиться к аспектам конкуренции на рынке, а с другой - осветили во всей красе огромные пробелы в законодательстве, которое призвано защищать экономическую конкуренцию и их последствия. Наша задача на ближайшие годы - сделать конкуренцию на рынках Украины более цивилизованной как с точки зрения поведения участников рынка, так и с точки зрения понятности и прозрачности ее правил, а также прогнозируемости действий АМКУ, как ее главного защитника в Украине.

Связаться с автором: Андрей Горбатенко, ассоциированный партнер ЮК "Правовой Альянс", gorbatenko@l-a.com.ua

595

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней