ru uk en
LIFE SCIENCES LAWYERS | UKRAINE & CIS
Menu

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания.

ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Новые правила антимонопольного регулирования

С момента подписания Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, Украина взяла на себя ряд обязательств, в частности, в сфере конкуренции, чему последовали разработка и принятие прогрессивных законодательных актов. Очередным этапом в продолжающейся антимонопольной реформе стало принятие Верховной Радой Украины 7 февраля 2019 Закона, который вносит изменения в законодательство о защите экономической конкуренции (далее - Закон). В целом Закон имеет целью урегулирование ряда процессуальных аспектов. Такие изменения должны обеспечить объективное рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, а также ввести эффективный механизм защиты прав и интересов лиц, в отношении которых ведется расследование Антимонопольным комитетом Украины (далее - АМКУ, Комитет), тем самым воплощая европейские стандарты в украинских правовых реалиях.

Важным прогрессивным пунктом, который внедряет Закон, является детализация оснований и порядка освобождения от ответственности за нарушения в виде антиконкурентных согласованных действий. Собственно лицо, совершившее указанное нарушение, освобождается от ответственности при условии, что оно ранее других участников этих действий добровольно уведомило Комитет о нарушениях, обратившись с заявлением об освобождении от ответственности. Кроме этого, указанный Закон предусматривает возможность уменьшения размера штрафов для лиц, участников картельных сговоров, за добровольное предоставление доказательств за совершение этого нарушения, и которые не могут быть освобождены от ответственности в связи с тем, что другой участник картеля ранее подал заявление об освобождении от ответственности. В частности, размеры штрафов за нарушение уменьшаться в порядке очередности предоставления доказательств в таком деле, а именно на 50%, на 30% и на 20% соответственно от рассчитанного АМКУ размера штрафа. Стоит отметить, что такая практика является достаточно распространенной в европейских странах.

Закон также представляет украинскому сообществу процедуру урегулирования по делам об антиконкурентных согласованных действиях. Иными словами, лица, против которых АМКУ начал расследование, могут заключить с АМКУ соглашение о сотрудничестве в обмен на уменьшение штрафа. Процедура урегулирования нацелена, в частности, на сокращение срока рассмотрения дел и пресечения нарушений, а тем самым, соответственно, повышение эффективности защиты экономической конкуренции. В результате применения процедуры урегулирования ответчик по делу может оплатить штраф, размер которого будет меньше на 20% по сравнению с рассчитанным размером штрафа, который должен быть наложен в случае неприменения процедуры урегулирования. В свою очередь, такое изменение также отражает институт урегулирования споров по делам, рассматриваемым европейскими конкурентными ведомствами.

Не менее важный элемент нововведений, которые предлагает украинскому законодательству указанный Закон, составляют сроки рассмотрения дел Комитетом. К этому времени вопрос о сроках рассмотрения дел не был урегулирован на законодательном уровне, что иногда приводило к затягиванию процесса рассмотрения дел. Соответствующая норма в Законе запрещает Комитету расследовать нарушения более 2 лет. В то же время данное правило имеет исключения, в частности, Закон предоставляет АМКУ 5 лет для расследования дел об антиконкурентных согласованных действиях между конкурентами. Что касается недобросовестной конкуренции, то эта категория дел должна быть рассмотрена Комитетом в течение 1 года со дня принятия распоряжения о начале рассмотрения дела.

Также следует отметить не менее важные изменения, которые вносятся Законом в отношении лиц, участвующих в деле. В частности, Закон дает третьим лицам, участвующим в деле, несколько измененное определение, а именно устанавливает, что третьим лицом является лицо, обратившееся в АМКУ с заявлением и подтвердившее, что действия другого лица, содержащие признаки нарушения, нарушают его права и интересы. Заодно Закон предоставляет третьему лицу права заявителя по делу. Таким образом, потребители и другие лица, не являющиеся субъектами обращения в АМКУ, однако чьи права были нарушены, смогут участвовать в рассмотрении дел, как третьи лица.

Указанный Закон вступит в силу через три месяца со дня его опубликования, однако процедура урегулирования может быть имплементирована на практике с 1 января 2020 года.

Надеемся, что изменения, которые предусмотрены в приведенном Законе, будут способствовать качественному правоприменению, а следовательно, повышению эффективности системы защиты экономической конкуренции.

Связаться с авторами:

Андрей Горбатенко, партнер, руководитель практики антимонопольного права ЮК "Правовой Альянс", gorbatenko@l-a.com.ua

Кристина Сушкевич, юрист ЮК "Правовой Альянс", sushkevych@l-a.com.ua

581

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней